Ножи, ножницы и бритвы средневековой Руси
Ножи в Древней Руси использовали в разных сферах – от хозяйства до ремесла. Особые ножи изготовлялись для боёв. Функция инструмента определяла то, как соотносились между собой длины клинка и черенка. По сегодняшний день самым распространённым является клиновидный черенок. Рукоятки изготавливали из кости или дерева. У более поздних ножей можно увидеть плоский вариант черенка, расположенный между обкладками, сделанные, в большинстве случае, из кости, но встречаются и варианты с обкладками из дерева. Креплением для обкладок служили сквозные заклёпки.
Выдающаяся коллекция ножей, обнаруженных в Новгороде, поражающая как количеством находок (порядка 5000 экземпляров) так и их сохранностью, позволила составить определенное представление об устройстве и функциях инструментов, а также технологии их изготовления, распространённой на всей древнерусской территории. Существуют подобные собрания инструментов из Киева, Старой Рязани, Изяславля и других древнерусских городов.
Известно пять основных способов изготовления ножей. Самая древний – так называемая технология пакета (X-XI вв.). Изготовленная из стали полоса представляла собой основу клинка, по сторонам находились железные полосы. Таким способом изготовляли многослойные лезвия, которые получались прочными, острыми и – благодаря полосам, расположенным по сторонам – пластичными и эластичными. Ножи, изготовленные таким образом, можно узнать по соотношению частей ножа друг к другу. У них неширокое удлиненное лезвие в форме клина с достаточно широкой спинкой (или обушком). Из-за того, что конец лезвия закруглён, такие инструменты похожи на кинжалы. Длина лезвия у большинства ножей этого периода достигает порядка 70-80 мм, но встречаются и более короткие (40 мм), и более длинные (до 120 мм) варианты. Крупная рукоять, выполненная из дерева или кости, превосходит лезвие по длине (как правило, более 100 мм).
Со второй половины XII века производство ножей по этой технологии резко сокращается – встречаются только отдельные экземпляры. С наступлением XII в. меняется способ изготовления и совершенствуется устройство инструмента. Основной технологией теперь является наварка в двух её вариантах – торцевая (середина XII – начале XIV вв.) и косой шов (после XIV в.). Этот способ изготовления подразумевает комбинацию твёрдого лезвия из стали с мягкой основой из железа. В это же время мастера использовали и простейшие техники: изготовление полностью из железа или стали (обычно неравномерно науглероженной), в виде полученных путём сварки полос железа и стали (их процент постепенно растёт в XIV-XV вв.). Применение этих технологий в южнорусских городских центрах – Киеве, Старой Рязани, Серенске – распространено с домонгольского периода.
С развитием технологий росло и производство ножей, а продукция становилась дешевле.
С появлением усовершенствованного способа изготовления изменились и формы ножей. Спинка ножей была прямой, реже – закруглённой к концу. Уменьшилась длина рукояти. Увеличились ширина и длина лезвия, и уменьшилась его толщина. Отношение ширины к толщине выросло в два раза. У наиболее встречающихся вариантов ножей ширина лезвия достигает 18-20 мм.
В X-XIV вв. изготовляли кухонные, столовые, сапожные, косторезные, бондарные, боевые ножи, а также ножи вроде перочинных (складные) и бритвы. Для всех групп инструментов были характерны свои особенности устройства.
Наиболее распространёнными были универсальные ножи – с прямой рукоятью, ось которой параллельна прямой спинке лезвия. Материалами для рукоятей служили дерево и кость. Обычно рукояти не украшали.
Столовые ножи, в отличие от кухонных, имеют удлинённые лезвия, они больше по размеру. Рукоятка украшены резными узорами.
Ножи, которые использовали сапожники, внешне похожи на простые хозяйственные инструменты, но короче. Их широкое лезвие имеет острый, плавно закруглённый конец. Также на всех экземплярах можно увидеть наварку из стали.
Для работы с кожей использовали ножи, которые имели широкое лезвие в форме дуги. Рукоять была коленчатой черенковой либо представляла собой выпуклую подушку. Лезвие изготовляли из стали. Такие ножи отлично подходили для раскроя кожи.
Особый вид имеют ножи, которые мастера использовали для резьбы по дереву. Их лезвие опущено вниз настолько, что острие сильно выдаётся за ось рукояти.
Косторезные ножи составляли целые наборы, делавшие возможным осуществление самый разных операций. Возможно, в таких комплектах можно увидеть ножи, отличающиеся маленькими размерами лезвия и рукоятки. У таких ножей прямое лезвие и горбатая спинка. Черенок и лезвие расположены под углом друг к другу. В набор таких ножей могли входить и совсем небольшие ножи с маленькими лезвиями (30-40 мм).
Полностью металлические ножи имеют неширокие длинные лезвия, на которых можно увидеть стальную наварку. По всей видимости, они служили в качестве медицинских инструментов – их могли использовать, например, при ампутациях. Такие ножи находили на территориях Волковыска (XII в.), Берестья (XIII в.), Новгорода (XIV в.).
Ножи были обязательной частью боевого снаряжения – предметом, незаменимым для воина и в быту, и в походе. Обычно, воинские ножи выглядят так же, как простые хозяйственные. По всей видимости, ножи, предназначенные конкретно для боевых целей, делали довольно нечасто. Вероятно, к боевым можно причислить инструменты с большим удлинённым лезвием и, обычно, крупной костяной рукояткой. У них можно увидеть лезвие с двумя сторонами – колющей и режущей. Длина такого инструмента достигает 20-40 мм. Боевые ножи хранили в жёстких чехлах из кожи и носили за голенищем сапога («засапожники») или у пояса.
Возможно, к боевым метательным инструментам можно отнести старорязанскую находку – большой нож, с расположенным на железной рукояти диском, в котором проделаны шесть отверстий, а в них – вставлены колечки.
Также из находок выделяют складные ножи вроде перочинных, имеющие два лезвия, представляющие собой удлинённые варианты клинка, и рукояти-футляры, выполненные из кости (конец XI – начало XIII в.). В месте соединения лезвий расположено отверстие. Части клинка относятся друг к другу как 1:3, при этом у большой части спинка прямая, а лезвие имеет плавный изгиб. Маленькая часть выглядит противоположным образом: закруглённая спинку и прямое лезвие. Рядом с пазом, предназначенным для штифта, фиксирующего клинок в рукоятке, расположено два выреза, предназначенные для того, чтобы закреплять лезвие в рабочем положении. В рукоятке находятся штифты, которые не дают клинку вращаться по кругу, а также есть пропил для одного из лезвий клинка. Неизвестно, какую функцию выполняли такие ножи. Возможно, их использовали ремесленники.
Есть несколько находок ножей, имеющие широкое лезвие, загнутый конец которого переходит в железную рукоять такой же ширины. Рукоять таких ножей, в свою очередь, завершается двумя концами, загнутыми в форме спирали.
Древнерусские ножи-бритвы
Ещё один вариант ножей – бритвы. Выделяют два варианта бритв.
К первой относят бритвы небольшого размера, с ручкой, изготовленной в форме петли. Её хранили в широком железном футляре. Лезвие бритвы имело плавный изгиб в виде дуги и свободно крепилось на оси в футляре, представляющем собой две боковые стенки. На эти находки из Нижнего Новгорода очень похожи берестейские инструменты. Один из ножей датирован XI-XII вв. В середине XIII в. возникают новые, модифицированные варианты. По устройству бритвы второго типа похожи на современные бритвы.
Они отличаются только формой лезвия – у сегодняшних инструментов лезвие прямое, а у бритв второй половины XIII в. имеет вид дуги. Тонкая режущая часть полотна бритвы длиной около 100 мм имела стальное закаленное лезвие. Больше всего было обнаружено новгородских экземпляров бритв (XIII в.), однако есть находки, сделанные на территории других городов Древней Руси.
Древние ножницы Руси
В Древней Руси активно использовали и ножницы. Они могли выполнять самые разные функции как в хозяйстве, так и в ремесле. Можно выделить два варианта этого инструмента, которые примерно в равной степени использовались в одно и то же время – пружинные и шарнирные. Первые имели удлиненные стержни в форме клина. Их режущие элементы соединены на концах ножек-рукоятей пружиной в форме дуги. У шарнирного типа – два лезвия соединены при помощи шарнира или штифта, расположенным между рабочей частью лезвий и рычагами, приблизительно в центре инструмента. И тот, и другой варианты ножниц используют и сегодня, однако чаще можно встретить шарнирные ножницы.
Среди находок пружинных ножниц не было выявлено каких-либо различий. Возможно, что миниатюрные инструменты (с длиной полотна около 30 мм) использовали для совершения туалета. Более крупные ножницы могли применять в хозяйстве, а самые большие, по всей видимости, были инструментами ремесленников.
У ранних ножниц (X-XI вв.) можно отметить ряд отличительных черт. У них широкие полотна, имеющие не острые концы, есть одна или три петли с колечками на пружинном конце ножниц; а также два орнаментальных венчика-выступа, которые находятся на стержнях лезвия. В это же время в ходу были и другие варианты ножниц. Шарнирные ножницы, судя по всему, обычно применяли в хозяйстве. Косвенным образом об этом свидетельствует распространённость нанесения узоров, представленных обычно точками или линиями, и приблизительно одинаковые параметры большей части находок. В качестве исключения можно назвать большие портновские ножницы, использовавшиеся для резки тяжёлых материалов и т.п.
Характерной технологией древнерусских ножниц обоих типов была наварка стальных лезвий ножниц на железную основу полотна.
Надо заметить, что эти изделия, выполняющие строго практические функции, представляют большой интерес с эстетической точки зрения.
Главный способ изготовления ножниц – свободная ковка горячего металла – предоставлял ремесленнику возможность для украшения инструментов.
Применяли и технику, характерную для изготовления дамасской стали. Она позволяла придать выразительности внешнему виду будущих инструментов. Мастер механически соединял горячие полосы железа и стали. Затем следовали операции шлифовки и травления. В результате получался декор, представленный полосами, ёлочками, различными переплетающимися узорами. Фрагменты такого металла вплавляли в лезвия инструментов. Так получались изделия с крайне интересной текстурой металла.
Иногда ремесленники закручивали стержни ножниц пружинного типа. Место, где лезвие переходит в стержень, обозначали подобием ступеньки либо формировали его как дугу с язычком. Стержень в древнейших находках бывает украшен одной либо тремя петлями, в которые продеты колечки.
Как правило, ножницы украшали насечками и узорами из линий и точек.
Среди изделий бытового назначения встречаются настоящие произведения искусства. Одним из таких являются шарнирные ножницы (конец XIII в.), с обычным лезвием, но интересным оформлением ручек. Они изготовлены с использованием пайки медью. Их стержни переходят в фигурки в форме буквы S и продольные пластины.
У ножей декорированию подвергалась главным образом рукоять, что связано в том числе с фактурой материала, в качестве которых выступали дерево, кость, иногда бронза. Рукояти столовых ножей украшали различными способами. Наиболее распространенным вариантом украшения деревянных рукоятей была плетёнка. Декоративные линии плетёнки обычно размещали по краям рукояти, иногда на всей плоскости. На кости вырезали циркульный орнамент или применяли травление. Рукояти из кости мастера иногда не декорировали совсем. Лезвия декорировали только нарезками на обушке и, совсем редко, узором из линий и точек на полотне. Однако встречаются и исключения. Так, например, в Новгороде был обнаружен нож с украшенным клинком (XIII в.). На его травленной поверхности можно увидеть декор впаянной серебряной нитью. Есть вероятность, что сложный узор выполнен в подражание надписям, которые можно увидеть на арабских клинках.
Максимальное число декорированных экземпляров относятся к X-XI вв., что связано работой мастеров по индивидуальным запросам. С наступлением XII в., из-за интенсивного роста городского ремесла и развития массового производства, его разнообразия, отношение к украшательству меняется. Внешний вид изделий становится более простым.
В XIV в., по мере развития массового производства и усовершенствования технологий изготовления, продукция лишается художественности. Только профессиональные ремесленники-художники продолжают украшать изделия.