Одежда Древней Руси
Русский народный костюм относится к одному из элементов культуры России, определяющий высокий идеал красоты. Костюм как ансамбль объединял одежду, обувь и дополнительные элементы одежды, сочетая в себе практическую и эстетическую функции.
Источники и исследования по истории древнерусского костюма
Древнерусскую одежду изучали и изучают специалисты из многих наук: этнографии, истории, археологии, филологии; она представляет интерес для ювелиров и реставраторов. Первоначальными источниками изучения элементов древнерусского костюма явились фрески, мозаика, миниатюры и памятники письменности. Изучение изобразительных источников давало фрагментарные знания о конструктивных особенностях одежды на Руси, так как было подчинено иконописному жанру. Кроме того, терминологию письменных источников трудно соотнести с изобразительным искусством. Письменные источники, по мнению русского археолога В.А. Прохорова (1818-1882), могли использоваться только как вспомогательные источники, не дающие точного представления о костюме. Наиболее полные сведения о древнерусской одежде можно получить только на основе комплексного изучения всех групп источников.
Исследователи издавна высказывали мнение о важности археологических находок для реконструирования бытовавших в древней Руси видов одежды. Мнение о первостепенной важности археологии, например, неоднократно высказывалось известным ученым А.В. Арциховским.
Изучение археологических древностей имеет и свои трудности, связанные с недолговечностью одежды. Археологам приходится по отдельным фрагментам, по расположению украшений и застежек воссоздавать целостную картину внешнего вида костюма.
Еще в дореволюционное время в России был разработан сравнительный метод, с помощью которого методом сопоставления можно было выяснить особенности различных видов костюма и определить тенденции их развития. Основателями и разработчиками данного метода были известные русские археологи А.Н. Оленин (1763-1843), И.Е. Забелин (1820-1908) и В.А. Прохоров (1818-1882). В красочном альбоме под названием «Русские исторические одежды от X до XIII вв.» коллекционер С.С. Стрекалов (1782-1856) наглядно продемонстрировал виды древнерусской одежды. Этот труд обобщил кропотливую работу по реконструкции русского костюма, проделанной археологами, историками, этнографами и художниками.
Планомерные раскопки в России начали проводиться со второй половины XIX века. Фрагменты одежды впервые были обнаружены при курганных раскопках; было установлено, что хронологически они относились к X-XIII вв. Многие находки оказались сильно разрушенными временем; методы реставрации и консервации тканей тогда еще были несовершенными. Несовершенными оказались и археологические записи: в основном, они описывали детали костюмов словесно, а не с помощью чертежей, что в дальнейшем сильно затруднило работу по реконструкции деталей одежды и их форме.
Значительное продвижение в деле изучения древнерусского костюма произошло после описания кладов, сделанном Н.П. Кондаковым. К концу XIX века русская археологическая наука имела в своем распоряжении множество открытых и изученных кладов, что позволило Кондакову составить обширный перечень древнерусских украшений и костюмов. Описание ученого не ограничивалось кладами: он провел исследования одежды и украшений по фрескам и миниатюрам. Н.П. Кондаков использовал метод сопоставления, сравнивая этнографические особенности костюмов разных народов. В древнерусских находках Кондаков видел преимущественно византийское влияние. Ценность его работ состоит в том, что он поставил вопрос не только о происхождении различных категорий вещей, но и об их назначении и конструктивных особенностях.
Этнический признак курганных находок был выделен русским археологом А.А.Спициным – по наборам вещей и найденным украшениям (височным кольцам) он смог установить их принадлежность к определенным славянским племенам.
Помимо археологов к изучению древнерусской одежды подключились этнографы. Так, например, Я.Ф. Головацкий (1814-1888 гг.), высказавший идею «славянской взаимности», в славянской одежде XIX века находил элементы покроя древнейших костюмов. Ф.К. Волков, развивая свои взгляды на антропологию, в 1916 году опубликовал труд «Украинский народ в его прошлом и будущем», где проследил историю одежды по археологическим находкам. На основе идентичности летописных терминов, Волков связал древние виды одежды и их названия с одеждой XIX века.
После 1917 года большое внимание уделяется народному искусству, в том числе, крестьянской одежде. Российский и советский искусствовед В.С. Воронов (1887-1940 гг.), который собрал обширную коллекцию предметов крестьянского искусства, определил, что корни народного искусства уходят во времена язычества; а одежда имеет «ряды последовательных наслоений».
Таких же взглядов придерживался советский археолог и этнограф Б.А. Куфтин (1892-1953 гг.).
История славянских женских головных уборов подробно изучена этнографом Д.К. Зелениным (1978 -1954 гг.), который разделил головные уборы замужних женщин по их временному происхождению. Ученый пришел к выводу, что формы головных уборов в Древней Руси были близки к другим восточнославянским формам, что свидетельствовало о единстве культур. По его мнению, единая линия прослеживалась и в дальнейшем развитии головных уборов. Им была высказана точка зрения о конвергентности различных форм головных уборов, то есть о наличии заимствований у других народов.
Сравнение костюмов у русских, белорусов и украинцев проводится в работах этнографа Н.И. Лебедевой (1894-1978 гг.). Сравнению предшествовало подробное описание видов и типов славянской одежды, которое было проведено еще в 1927 году; архаические элементы одежды, по ее мнению, были характерны для великоруссов южных земель.
Важным элементом древнерусских нарядов являлись украшения, которые в большом числе были обнаружены при обширных раскопках, проводимых советскими археологами. Б.А. Рыбаков на основе сопоставления находок и места их нахождения пришел к выводу, что способы ношения украшений в различных местностях были разными; в первую очередь, это касалось височных колец и колтов. Ученый проделал большую работу по реконструкции древнерусских головных уборов по фрагментам, обнаруженным в кладах. В частности, им были реконструированы детали головных уборов из бляшек в виде киотцев.
Изучая находки, обнаруженные в Черниговских курганах, Рыбаков призвал обратить внимание на возрастные различия в использовании погребальной одежды, что соответствовало сведениям, полученным из летописей. Выводы, сделанные ученым, позволили расширить знания о сущности погребальных обрядов и специфике погребальных одежд.
Значительная работа по систематизации всех известных кладов и их расположении в хронологическом порядке была проделана Г.Ф. Корзухиной в 1950-х годах. Была приведена в систему терминология древнерусских украшений и выявлена тенденция к расширению числа народных промыслов на Руси, включая ювелирное искусство. Вслед за Рыбаковым, Корзухина пришла к выводу, что ювелирные изделия пользовались большим спросом среди простых людей – это привело к росту массового производства украшений и появлению недорогих изделий.
Отдельно надо отметить труды А.В. Арциховского, которому принадлежит серия работ, соединяющая археологические знания со сведениями, полученными из письменных источников и материалов изобразительного искусства. Особый интерес ученый проявил к металлическим уборам вятичей. В книге «Курганы вятичей», вышедшей в 1930 году, Арциховский заложил основы типологии и хронологии уборов, присущих племенной культуре вятичей. В дальнейшем он не раз возвращался к теме древнерусской одежды, дополняя и систематизируя полученную информацию.
В новейшее время изучение древнерусской одежды вышло на новый этап в связи с получением дополнительных сведений по исследованию древних архитектурных памятников, а также достижений в области смежных исторических дисциплин. Новые технические разработки позволили с большой достоверностью провести реконструкцию различных видов одежды и украшений, способов их изготовления и деталей процесса. В результате совместной работы историков и этнографов в 1960-70-х годах был издан «Историко-этнографический атлас», где на карте наглядно изображены типы одежды, типичной для населения данной местности. В 1986 году вышел в свет еще один сборник, составленный по итогам совместной работы ученых разных направлений – «Древняя одежда Восточной Европы». К работе по воссозданию одежды Древней Руси подключились и филологи, изучающие специфическую лексику, относящуюся к одежде и ее деталям. В число известных ученых по лексикологии, занимающихся терминами, связанными с одеждой, входят Т.И. Беркович, Г.Н. Лукина, И.С. Вахрос.
Изучение древнерусского костюма требует детального рассмотрения нескольких аспектов: особенности тканей для пошива одежды; форма целого платья; основные виды головных уборов и аксессуаров одежды.
Ткани Древней Руси
Археологические находки и описания в письменных источниках свидетельствуют о многообразии древнерусских тканей. Фактура ткани зависела от обработки нити и метода прядения. К дорогим тканям высокого качества относились тонкое сукно и полотно, а низшие городские слои населения и крестьяне шили одежду из грубого холста или сермяги. По мнению археолога В.П. Левашовой, изучавшей одежду сельского населения Древней Руси, наиболее распространены были сукно и войлочные изделия. Местные шерстяные ткани делались из овечьей шерсти; растительным сырьем для производства ткани являлись лен и конопля. Высококачественные ткани привозили как с Востока (из Византии, Китая, Ирана), так и с Запада (из Англии и Голландии). Это были дорогие ткани из шелка и парчи и предназначались они для знати. Использование привозных тканей на Руси хорошо представлено в работах таких историков и искусствоведов как А. Нахлик, В.К. Клейн, В.Ф. Ржига, М.В. Фехнер.
Орнаментация тканей выполнялась окрашиванием или вышивкой, а в более поздний период – применением пряжи разных цветов, обычно синего, сине-голубого (лазоревого) или зеленого. Шерстяные ткани могли иметь клетчатый или полосатый узор. Вышивка на изделиях выполнялась браной техникой. Ткани из шерсти имели естественную окраску – коричневый, черный или белый цвета. По мнению В.П. Левашовой, окрашивание производилось с помощью органических или минеральных веществ, к которым относились червец, «чернильные орешки» (дубовые наросты), охра, красный железняк и другие вещества. Дорогие ткани, чаще всего привезенные, имели пурпурный цвет с различными оттенками.
В археологических памятниках X- XII вв. В.К. Кляйн и А. Нахлик обнаружили множество различных деталей, которые применялись для украшения одежды: узорные ленты, бахрому, тесьму и шнуры. В основном, они производились из шерстяной пряжи местными ремесленниками и мастерами. Обнаруженные золототканые ленты, очевидно, были привезены торговцами из разных стран Востока и Запада.
Тонкое искусство мастериц по шитью нитями из металла (золотными) и серебра впервые было описано в статьях специалиста по древнерусскому текстилю М.А. Новицкой, опубликованных в 1960-70- х годах. По ее мнению, вышивание золотными нитями производилось в мастерских и школах, существовавших при монастырях с XI века.
Примерно в этот же период вышли работы М.Н. Левинсон-Нечаевой, посвященные ткачеству на Руси. Автор выделяет мастерство изготовления шерстяных тканей в клетку (пестрядь) и в полоску – такой вид ткани достигался с помощью переплетения разного количества нитей на разном расстоянии. Вятские курганы дали большой материал для изучения пестряди с нитями различного цвета. Левинсон-Нечаева считает, что разноцветная окраска тканям придавалась с помощью минерального красителя, а растительный краситель давал тканям белый цвет.
У исследователей есть расхождения по вопросу образования «ажурных» полос на ткани: Левинсон-Нечаева не согласна с теми археологами, кто полагает, что полосы специально создавались в процессе ткачества и считает, что разреженные полосы образовались за счет того, что некоторые нити выпали, образовав пустые пространства.
Особую группу находок в курганах составляли узорные вышитые ткани. Технологии выполнения вышивки были самыми разнообразными: например, орнамент «меандр» выполнялся толстой иглой на шерстяной ткани; ромбовидный узор вышивался нитками темно-красного цвета на темной ткани; на гладкой ткани применялась браная техника. Все виды орнаментов обнаружены на образцах, представлявших собой фрагменты ткани.
Раскопки в смоленском курганном могильнике кривичей в Харлапово, которые проводились в 1950-е годы, предоставили большое количество образцов ткани для исследований. В основном, это ткани одного тона, изготовленные из шерсти и имеющие полотняный вид переплетения. Харлаповские ткани украшены геометрическим узором с применением браной техники – этим они напоминают ткани вятских раскопок. В погребении в области расположения головного убора был обнаружен один фрагмент шерстяной ткани с клетчатым узором; в других памятниках кривичей таких образцов было несколько. Полагают, что в данной местности ткани с клетчатым узором не были распространены. В харлаповских тканях преобладал саржевый тип переплетения; о разнообразии в производстве ткани свидетельствовали обнаруженные образцы сукна, войлока и тонкого полотна.
Таким образом, при сравнении тканей в курганах вятичей и кривичей обнаружились как сходства, так и различия.
Крой и целые формы одежды Древней Руси
Платья, носки, чулки и рукавицы являлись дополнением к целым формам одежды. Полностью сохранившиеся образцы платья относились к редким находкам. К таким редко встречающимся образцам относятся две находки: одна обнаружена археологами в 1957 году в Торопце, другая – в памятниках Изяслава.
Находка в Торопце вызвала большой интерес, хотя платье сохранилось не полностью: городище Торопца было сожжено при набеге литовских отрядов. По фрагментам платья удалось составить общее представление о внешнем виде платья, сшитого во второй половине XIII века. Во время проведения раскопок технологии реставрации тканей еще не были развиты, поэтому ткань и нитки платья подверглись дополнительной деформации после раскопок. Сейчас описаны отдельные фрагменты платья и сконструирован общий вид целого изделия. Исследования установили различную фактуру ткани: полотняное переплетение у ткани верхней части платья и саржевое – в нижней части. Сложный покрой платья включал складки. Особое внимание знатоков конструирования одежды привлек хорошо сохранившийся рукав, суженый к запястью. Рукав был сшит из ткани двух видов: с саржевым и с полотняным переплетением. Покрой рукава включал ластовицу. Детали одежды сшивались техникой «запошивочного шва». Еще одна находка представляла собой отдельную часть ткани с вышивкой, выполненной в браной технике.
Некоторое сходство платье из Торопца имело с одеждой, найденной в Изяславе. Платье из Изяслава также делилось на верхний лиф и отрезную юбку, пришитую по талии. Обнаружено несколько типов ткани. Основу платья составляла шерстяная ткань, изготовленная с помощью полотняного переплетения тонких нитей, а для сохранения формы изделия с изнаночной стороны лифа была пришита подкладка из более толстых нитей. Шов, соединяющий лиф и собранную в мелкую складку юбку, был закрыт золототканной лентой. Дополнительное украшение ленте придавал декоративный шнур, сделанный из скрученной шелковой нитки и пришитый по краям ленты. Полоса из тонкой ткани, пришитая по низу платья, украшала подол. Шов, соединяющий рукав и плечо, закрыт полоской пятисантиметровой ткани. Сочетание шва «вперед иглой» с обратным ходом иглы выполнено так искусно, что создает иллюзию машинного шва.
Детали платья включали воротник-стойку с каймой, сложенной вдвое. Шов, идущий от ворота вниз, переходил в плечевой шов.
К сожалению, реконструкция целого платья не дала точного представления о длине изделия. Если основываться на правильно рассчитанных пропорциях, то длина платья доходила до колен.
Дополнительные сведения о шитых платьях были получены на других раскопках, например, в Райковецком городище. Археолог В.К. Гончаров выразил мнение, что город был сожжен во время монгольского нашествия. Удалось найти только фрагменты тканей, которые были переданы для хранения и изучения в киевский музей. Известно, что ткани различной плотности и структуры были изготовлены из шерсти, льна и шелка. Некоторые фрагменты одежды сохранили швы. На тканях полотняного переплетения сохранилась сборка в складку. Новым для археологических выводов об искусстве шитья были находки с гофрировкой и плиссировкой; считается, что такой вид отделки был заимствован у южных славян. Такие источники, как Hagg I. и Jelka Radous Ribarie дают сведения о различных вариантах применения стиля гофре и плиссе на платьях и отдельных деталях. Указано, что такие варианты отделки были известны со времен раскопок в могильниках Бирки. Г.С. Маслова в своем описании народной одежды привела примеры использования сложных складок в одежде русских, украинцев и белорусов.
Изучение целых платьев и их фрагментов позволили установить способы кроя одежды. Шитые платья создавались двумя способами: из коренных или не раскроенных кусков ткани. Из портняжного дела Древней Руси эти способы шитья перешли в традиционную современную русскую одежду.
По различным источникам можно судить о фасонах платьев. Например, в «Изборнике Святослава» имеется рисунок, изображающий «девицу» в платье с оплечьем. По рисунку видно, что одежда могла быть приталенной. В «Изборнике» показана складчатая юбка.
Изобразительное древнерусское искусство также дает представление о фасонах платьев. Интересным источником являются древнерусские рукописи, где заглавные буквы изображали разные формы одежды, в том числе приталенные платья.
Получить полную картину одежды можно по другим артефактам, найденным при раскопках. К их числу относятся предметы, входящие в комплекты одежды. В новгородских памятниках был найден мужской головной убор, относящийся к XIII веку. По форме войлочная шапка напоминала колпак высотой более 20 сантиметров. В городских слоях неоднократно находили вязаные рукавицы. С.А. Изюмова и Е.М. Оятева в работах, опубликованных в 1950-60-х годах, описали найденные кожаные рукавицы. В работах, написанных в разное время, археологи описывают найденные вязаные из шерсти носки и чулки: в 1930-е годы такие сведения представил А.В. Арциховский, в 1970е годы – Л.А. Голубева, Г.В. Штыхов.
Текстиль и трикотаж применялись также для поясов: известны вязаные, тканые и плетеные пояса из шерсти. Необходимыми аксессуарами для одежды являлись кожаные пояса с металлическими пряжками. Б.А. Рыбаков описал реконструкцию таких поясов. Различным видам одежды соответствовали различные виды обуви.