Одежда и обувь крестьян на Руси
В старину одежда и обувь не были так доступны, как сегодня. Их делали вручную, что было не так уж и просто. Что носили крестьяне во времена, когда не существовало торговых центров, из чего и как делали обувь и одежду, что такое понёва и армяк?
Как носили лапти
Лапти – это символ крестьянства на Руси. Науку плетения этой обуви каждый крестьянин осваивал с детства. Требования к лаптям были строгие: ноги в них не должны были мерзнуть и промокать.
Что же такое лапти? Это неглубокие ботинки, выполненные из коры, разрезанной на длинные полосы. Заготовки делались следующим образом: кора очищалась от верхнего слоя, а нижний нарезался на равные полосочки. После того как сырье было подготовлено, крестьянин брал в руки шило и быстро, ловко плел лапти. Готовые изделия макали в кипяток и высушивали. Для плетения лаптей подходили такие растения, как ракита, вяз, вереск, липа.
Чтобы лапти держались на ногах, их нужно было подвязывать с помощью веревок, также сделанных из лыка. Подвязка продевалась через специальную петельку в заднике и обматывала ногу до колена.
Подошвы лаптей были прошиты толстой конопляной веревкой, более зажиточные крестьяне могли себе позволить подошву из кожи. Чтобы в холодное время года чувствовать себя более комфортно, люди делали своеобразные пухлые стельки из сена.
Кроме лаптей, существовала и валяная обувь. Такие башмаки крестьяне тоже делали дома, для прогулок и работы надевали на них специальные лыковые галоши. Что касается валенок, то их могли себе позволить только богатые крестьяне, так как создавали их специальные мастера и брали за работу немалые деньги. Валенками оценивали зажиточность семьи, их носили по старшинству, передавали по наследству.
Создание нитей и прядение пряжи
В Древней Руси не было магазинов, в которых продавались бы нити и пряжа. Все это крестьяне делали самостоятельно. Чаще всего использовались нити льна, для чего стебли растения нужно было как следует вымочить в воде, потом дождаться, чтобы внешняя оболочка полностью сгнила, и только тогда оставшуюся внутреннюю часть следовало высушить.
Но и этим дело не заканчивалось, наступал момент использование особых станков – мялки и трепалки. Как следует из названий, с их помощью мяли и трепали стебли, чтобы отделить от ненужных частиц. Заканчивался процесс расчесыванием полученной массы при помощи редкозубого гребня. Полученная в результате субстанция представляла собой льняную кудель. Именно из нее пряхи получали нити для ткачества.
Процесс прядения требовал умения и терпения. Для того чтобы создать из кудели нити, требовалась прялка, которая имела лопасть (именно к ней привязывали кудель), донце и ножку. На донце, укрепив его на лавочке, усаживалась пряха.
Наступал момент прядения. Пряха одной рукой запускала веретено, на которое наматывалась нитка, а второй рукой аккуратно вытягивала пряжу. Если пряха была умелой, веретено не падало, а крутилась, словно заведенное. Для этого долгого и монотонного процесса женщины часто собирались группами. Во время работы они тихо переговаривались, пели песни. Пряли женщины с осени и до весны.
Для ткачества использовали самодельные ткацкие станки. Все было предельно просто, но очень трудоемко: на подставке устанавливалась деревянная рама, на нее ровными рядами натягивались приготовленные за время прядения нити, через которые перпендикулярно протаскивались остальные. Так, миллиметр за миллиметром, рождалось на свет домотканое полотно, которое в дальнейшем использовалось для пошива одежды.
Известная поговорка «попасть впросак» возникла именно при работе на ткацком станке. Просак – это прибор для кручения веревок, в который легко могло затянуть рубаху или штаны крестьянина.
Рубаха и кафтан, зипун и сарафан
Крестьянским национальным одеянием считается рубаха. Это длинная и широкая одежда, длиной почти до колен. Рубаха шилась с умом, например, под мышками у нее были так называемые ластовицы. Это делалось для того, чтобы ничего не стесняло движений. Также эти детали хорошо впитывали пот. После изнашивания ластовиц крестьянки аккуратно их отпарывали и вставляли новые.
Рубаха имела и подкладку, так называемую подоплеку, которая была пришита по плечам, спине и груди. Она тоже могла быть заменена при необходимости. И конечно, какая рубаха без узоров? Мастерицы делали вышивку, которая не только украшала, но и служила оберегом от духов и сглаза.
Верхней одежды было не так много. Каждый уважающий себя крестьянин должен был иметь суконный кафтан – длинный, приталенный, с боков оформленный сборками.
Если погода была совсем плохой, или предстояла долгая дорога, то крестьянин обязательно надевал зипун: теплую одежду из очень плотного сукна.
Зипун шился приталенным, имел сборки по бокам и сзади, узкие и длинные рукава. Отличительной особенностью были застежки – кожаные пуговицы в виде узлов. В мороз крестьянин ходил в тулупе из овчины.
Что касается женщин, то такого разнообразия, как сегодня, крестьянки позволить себе не могли. Основной женской одеждой были сарафан, рубаха и понёва. Понёву – суконную юбку с завязками на поясе – носили только замужние женщины. Для тепла использовали душегреи, то есть кофты без рукавов, достаточно широкие и короткие, внешне напоминающие треугольник. Голову замужние крестьянки покрывали кичкой или кокошником, незамужние девушки – повязкой-лентой. Обязательным элементом костюма крестьянки был передник.
Стирка на Руси
Рубаха, выкрашенная в красный цвет, считалась праздничной. С помощью швейки, специального приспособления, девушки вышивали красивые узоры и орнаменты. Вышивка, по народным поверьям, защищала от злых духов, потому расположена она была на вороте, запястьях, плечах и воротнике рубахи.
Стирали крестьянки в водоемах, в речке или озере. Для стирки использовали деревянный валёк, которым нещадно лупили ткань, чтобы выбить из нее грязь. Вальком – небольшой деревянной лопаткой, часто украшенной резьбой, – выстиранное белье обрабатывали, разложив на камне или доске.
Использовался и метод горячей стирки. В кадушку клали белье и мешочек с золой, туда же наливали воду и добавляли раскаленные камни. Для стирки также применялся мыльный корень, который измельчали, запаривали, затем процеживали и получали раствор, аналогичный нынешним гелям для стирки.