Окопное творчество

Окопное творчество


Находки военных археологов, обнаруживающих большое количество самодельных предметов воинского фронтового быта, вызывают большой интерес любителей старины, искусствоведов и коллекционеров. В музеях появились разделы, получившие название «Окопное творчество», на аукционы выставляются предметы, изготовленные руками участников разных войн, коллекционеры открыли для себя новый вид собирательства.

Что входит в понятие «окопное творчество»?

Окопное творчество является одной из сторон войны, имеющей различные творческие проявления. Войну отражают в своих произведениях фронтовые писатели и поэты, военная тематика звучит в тревожащих душу песнях и отображается в пронзительных картинах художников.

Понятие окопного творчества имеет много вариаций; точное научное определение данному проявлению мастерства пока не разработано. В узком понимании к окопному виду творчества относятся только предметы, изготовленные военнослужащими на фронтах войны. В широком смысле в это понятие входит как фронтовое творчество, так и предметы военной тематики, изготавливаемые вне фронта – в западной литературе они объединяются общим термином «окопное искусство» или «траншейное искусство» (trench art).

В нашей стране изучение окопного творчества сосредоточено на материальных предметах, изготовленных воинами в моменты передышек во время проведения боевых действий. Термин «окопное искусство» тоже является приемлемым.

Виды окопного творчества

Единой классификации окопного творчества не существует. Чаще всего выделяют его следующие виды: декорирование гильз; декорирование других металлических предметов вооружения и быта; изготовление предметов из дерева и камня; поделки из кости. Западные коллекционеры к окопному творчеству относят также изготовление украшений и вышивок вне фронта военнопленными или интернированными лицами. Во время Первой мировой войны наряду с поделками, напоминающими о мирном времени, солдаты изготавливали самодельное оружие для рукопашного боя: дубинки, кистени, ножи.

На войне материалов для творчества хватало: в ход шли гильзы, обломки сбитых самолётов, осколки снарядов, предметы солдатского обихода, солдатские медальоны и многие другие подручные материалы. Инструменты в виде ножей, штыков, зубьев пилы или самодельных стамесок тоже были всегда под рукой. Некоторые предметы изготавливались в находящихся рядом ремонтных мастерских.

Временные рамки окопного творчества

Временные рамки окопного творчества


Распространение интереса к образцам солдатского творчества началось с коллекционеров: в западных странах они начали собирать образцы фронтовых самодельных изделий времён Первой мировой войны, где часто военные действия принимали позиционный характер. Солдаты вынуждены были чем-то заполнять время, и они придумывали себе занятия, одним из которых явилось изготовление поделок. Окопным творчеством солдат Первой мировой войны заинтересовались и музеи. В настоящее время в западных музеях сформированы огромные, хорошо подобранные коллекции по следам двух мировых войн и многочисленных локальных войн.

В нашей стране интерес коллекционеров и музеев вызывает, в основном, окопное творчество Великой Отечественной войны. Первая мировая война представлена немногочисленными предметами бытового предназначения: ложками, ножами, нательными крестиками. В музее Новосибирска, например, хранится вилка, сделанная из проволоки, а также кистень и палица, изготовленные новосибирцами – участниками Первой мировой войны.

Окопное творчество более ранних войн в нашей стране представлено единичными изделиями, изготовленными воинами иностранных армий. Например, на одном из отечественных аукционов продавался подсвечник, сделанный из французского штыка во время Крымской войны 1853-1856 годов.

Окопное творчество как авторское искусство

Каждое произведение фронтового творчества солдат и офицеров носит отпечаток личности его автора, показывая его отношение к войне, проявляя его мечты и надежды. Это уникальные образцы, единственные в своём роде, соединяющие различные стили и художественные характеристики.

По своему предназначению среди предметов окопного творчества выделяются хозяйственно-бытовые объекты: ложки, котелки, портсигары, зажигалки, лампы-коптилки, свистки, бритвенные и гигиенические принадлежности. На изготовление необходимого для фронтовика портсигара использовался алюминий со сбитых самолётов, для пепельницы или лампы – снарядные гильзы. Зажигалки делались из патрона с припаянным сбоку кремневым камешком. Поисковики встречали солдатские медальоны, которые не заполнялись данными владельца, а использовались для хранения иголок или переделывались под мундштук – по солдатским поверьям, заполненный по форме медальон приводил к гибели его обладателя. По ложкам можно судить о характере бойца: часть воинов делала ложку объёмнее, чтобы ею можно было зачерпнуть еды побольше; другая часть задумывалась об удобстве ношения ложки, укорачивая её; многие украшали ложки рисунками. Стремившиеся к эстетике из подручного материала делали ещё и вилки.


Окопное творчество как авторское искусство


У женских подразделений ценился парашютный шёлк, из которого можно было сшить себе нижнее бельё.

К предметам военного предназначения относятся ножи и клинки, для которых часто изготавливались ножны. Рукояти ножа делали из дерева или из металла. Шиком считались цветные наборные рукоятки, которые производили из кусочков пластмассы, найденной на сбитой военной технике. Солдатские ремни дополняли самодельными пряжками в виде якорей, штурвалов или звёзд, изготавливая их из латуни пушечной гильзы. Иногда советская символика напаивалась сверху на пряжки трофейных ремней.

Памятные сувениры готовились для родных и близких: вазы и рюмки делались из зенитных гильз; браслеты, брелоки, кольца, кулоны – из снарядов и патронов.

Окопные рисунки и надписи

Авторские рисунки были самыми разнообразными, они наносились на любой предмет и имели разную тематику: от ностальгической с изображениями родной природы до хулиганской. Чаще всего рисунки встречались на портсигарах, преподносимых в подарок друзьям или командирам, или на гильзах, которые использовались как сувенир.

Надписи на любом изготовленном предмете могли содержать имя автора поделки – такие надписи чаще всего делались на ложках. Характер надписей на других изделиях колебался от патриотических («Смерть фашистским оккупантам»), до юмористических («Кури свой» – надпись на портсигаре для хранения табака). Ценным полем для нанесения рисунков считались крышки снарядных ящиков – там изображались целые пейзажные картины.

Воинские поделки войн XX века хранились во многих семьях как реликвии; с уходом ветеранов многие из них, как не представляющие особую ценность, были утеряны.


Окопные рисунки и надписи


В XXI веке войны не заканчиваются, окопное творчество продолжается. Его нужно изучать не только как искусство выживания на войне, которое представляет интерес для коллекционеров, искусствоведов и историков, но и как показатель психологического состояния фронтовиков, проявляемого в рисунках и надписях.


Рекомендуемые статьи

Оружие Древней Руси. Часть 1. Копья и сулицы

Оружие Древней Руси. Часть 1. Копья и сулицы

В древнерусском государстве оружие являлось не только боевым средством, но имело и сакральный смысл: оно было символом защиты и показателем мужества воина, защи..

Оружие Древней Руси. Часть 2. Боевые топоры

Оружие Древней Руси. Часть 2. Боевые топоры

Топор или секира – это рубящее орудие простой конструкции, состоящей из рукояти и прикреплённой к ней лопасти с лезвием. По свидетельству письменных источников,..

Оружие Древней Руси. Часть 3. Булавы, дубины, палицы

Оружие Древней Руси. Часть 3. Булавы, дубины, палицы

Булава – это старинное оружие с ударно-дробящей силой, разновидности которого известны со времен палеолита. Точное происхождение булавы не удалось установить, н..

Оружие Древней Руси. Часть 4. Кистени

Оружие Древней Руси. Часть 4. Кистени

Кистень относится к старинным видам оружия ударно-раздробляющей силы. Происхождение слова «кистень» связывают со словом «кисть», так как именно на кисть руки на..

Рекомендуемые изделия