Парсуна как вид живописи
Парсуна как вид живописного искусства имела распространение с конца XVI до середины XVIII века на ограниченной территории, включающей современные Россию, Украину, Беларусь и Польшу. Относительная кратковременность существования парсуны сделала её уникальным видом культуры, вызывающим большой интерес искусствоведов, историков, музейных работников и коллекционеров.
Что такое парсуна
Слово «парсуна» является производным от латинского слова «personа», означающим личность, особу. В XVII веке во многих странах парсуной называли светский портрет. На Руси парсуна – это портретная живопись переходного периода от русской иконописной школы к традициям светской живописи. Основное внимание в парсуне уделялось не миру Божественному, а миру реальному, хотя связь Небесного и земного на первых парсунах ещё прослеживалась. Портретные характеристики изображаемой персоны сводились к подчёркиванию её социального статуса, просматриваемого в различных деталях одежды и интерьера. Авторы многих парсун не ставили своей целью добиться портретного сходства с реальным персонажем, вследствие чего изображения одной и той же персоны на разных парсунах могли быть различными. Подчёркнутое внимание к передаче социального положения, знатности и рода деятельности изображаемого лица сделали парсуны, как знака престижности, непременной частью светских парадных интерьеров.
Как появились парсуны
Истоки портретной живописи на Руси уходят вглубь веков: в храме киевской Софии находилось изображение князя Ярослава Мудрого и его семьи; в «Изборнике» князя Святослава имелась миниатюра с изображением князя. Но до конца XVI века портретная живопись не получила своего распространения. Появлению нового направления в русской живописи, портрета, способствовали внутренние и внешние факторы.
К внутренним причинам появления новшеств в культуре вообще и в живописи, в частности, относятся исторические потрясения начала XVII века. Угроза потери русской государственности вследствие польской интервенции, проявление могущества народного ополчения, отстоявшего независимость, избрание на Земском соборе 1613 года царём Михаила Романова – все эти факторы всколыхнули и оживили общественно-политическую обстановку в стране. Влияние церкви на государственную жизнь заметно ослабло; в творчестве всё больше проявлялись светские мотивы, возник интерес к европейской культуре. Большое значение для развития портретной живописи имели решения Стоглавых соборов 1551 и 1554 годов, разрешивших написание на иконах самодержцев и знати. Возникшая в конце XVI века Строгановская школа иконописи отошла от строгих канонов написания иконы, введя в живопись эмоциональную и эстетическую характеристики.
На появление парсуны повлияла и внешняя политика: при Иване Грозном, а затем и при первых Романовых произошло сближение Московского государства и Европы. Европейское искусство активно проникало в российскую жизнь, меняя технику и сюжеты в живописи. Иконопись не исчезла, но была дополнена; в царских мастерских создавали свои творения как изографы (иконописцы), так и европейские живописцы.
Парсуна как новое явление в живописи знаменовала собой переход от средневековья к искусству Нового времени.
Особенности парсунного портрета
Парсуна имеет сходства и различия с иконой. Первые парсуны писались, как и иконы, на доске темперными красками. К портретным изображениям высокопоставленных особ предъявлялись такие же художественные требования, как и к написанию иконы. Объединяло парсуну и икону единое изобразительное средство – плоскостность формы и пространства, и наличие надписи или пояснительного текста (картуши).
С течением времени складывались отличия парсуны от иконы: парсуна начала писаться на холсте масляными красками. В отличие от иконы, где персонажи обращены к Богу, личность на парсуне была связана с реальной действительностью, которая подчёркивалась деталями, аксессуарами, гербами, текстовыми пояснениями. Главное в парсуне – передача художником характерных, типичных черт, подчёркивающих статус человека, но не его личностные характеристики; портретное сходство передавалось условно. В изображениях появилась глубина, передаваемая светотенью.
Где и кем создавались парсуны
В XVII веке художественным центром страны была Оружейная палата Московского Кремля, созданная двумя столетиями раньше как мастерская по производству оружия и как хранилище царских сокровищ. В Оружейную палату собирали талантливых живописцев со всей страны, в том числе, выкупали крепостных. С середины XVII века в палату приглашались и иностранные мастера. С 60-х годов иконописной мастерской Оружейной палаты руководил художник Симон Фёдорович Ушаков (1626-1686), допускавший новаторство в живописи. Сначала мастера палаты работали в смешанной манере, соединяющей в одном произведении иконописную и живописную технику; в 1683 году в палате произошло разделение на иконописцев и живописцев. Симон Ушаков и его последователи показали новое понимание человека: божественное должно нисходить к земному, человеческому. Ярким примером такого понимания явилось изображение Ушаковым образа Спаса Нерукотворного: в написании лика использовались светотени, что приблизило святой образ к человеческому облику.
Не все имена авторов парсун из Оружейной палаты известны: над написанием парсуны могли работать несколько художников, каждый из которых выполнял ту часть работы, где он достиг мастерства.
Виды парсун
По масштабам изображения парсуны делятся на поясные картины и на изображения в полный рост. По персоналиям выделяются несколько категорий парсун.
Царские парсуны
Предназначения царских портретов были различными: они использовались как элемент дворцового интерьера; часть парсун служила надгробными изображениями и помещалась в церкви над захоронениями усопших правителей; часть парсун тиражировалась для раздачи их в качестве памятного подарка царским родственникам и почётным гостям. Одна из древнейших парсун с изображением Ивана IV была подарена в 1677 году царём Фёдором Алексеевичем датскому послу. Сейчас эта парсуна хранится в Национальном музее Дании в Копенгагене.
Мемориальные или надгробные парсуны создавались только для царствующих персон; единственным исключением является надгробный портрет князя Михаила Скопина-Шуйского, героя освободительной борьбы русского народа с поляками. К первым надгробным парсунам относятся портреты Ивана IV Грозного и его сына царя Фёдора Ивановича, написанные темперой на досках. С конца XVII в надгробные царские портреты добавились атрибуты верховной власти: скипетр и держава. От иконописной традиции на парсуны перешло плоскостное изображение одежды, но для изображения головы и лица использована новая техника светотени.
Примером надгробного портрета может служить парсуна с изображением царя Фёдора Алексеевича, находившаяся над его захоронением в Архангельском соборе Московского Кремля. Парсуна выполнена в переходной технике: она написана на доске, но масляными красками; лицо царя изображено объёмно, но фигура царя статична; четыре надписи очень подробны.
Новшеством для изобразительного искусства того времени являлось появление на парсунах предметного мира: тщательно прорисованных дорогостоящих тканей и деталей одежды, украшавших её драгоценных камней и меха. Среди портретов царских лиц выделяется парсуна с поясным изображением царя Алексея Михайловича: его царственность подчеркивалась торжественной одеждой, расшитой жемчугом и драгоценными камнями, лицо изображено в более реалистичной манере, чем на ранних парсунах.
Парсуны царственных женских особ
Следуя традициям иконописи, на парсунах редко писались женские портреты; исключения составляли царские невесты и жёны. Иногда художники приукрашивали женские портреты, придавали им большую значимость – очевидно, это делалось по просьбе заказчиков. Так, царевна Софья Алексеевна, сестра Петра I, изображена с царскими регалиями на фоне двуглавого орла, хотя царицей она не была.
В женских парсунах просматриваются новые традиции живописи. Надгробная парсуна царицы-вдовы Натальи Кирилловны Нарышкиной, написанная художником Оружейной палаты Михаилом Чоглоковым (1678-1723) маслом на холсте, мастерски передавала черты лица. В изображении второй жены царя Фёдора Алексеевича Марфы Апраксиной неизвестным художником использована переходная манера живописи: лицо оттенено светотенями, но поза статична и неподвижна; в руке находится модный европейский аксессуар – веер, но пальца сложены в иконописной манере.
Изображения церковных иерархов
Часто дополнялись рисунком пастырского посоха, показывающего ведущую роль церкви. Одной из самых известных парсун с изображением верховного лица церкви является портрет патриарха Иоакима, принадлежащий кисти мастера Оружейной палаты Карпа Золотарёва (ок. 1656-1700). Написанная в смешанной манере, парсуна светотенями оживляет лицо, но в то же время плоскостно, в старой манере, изображает одежду патриарха. Смешанными были и средства передачи изображения, для которого использовались как темпера, так и масляные краски.
В парсуне, изображающей патриарха Никона с клиром, неизвестный мастер искусно передал детали интерьера и одним из первых пытался изобразить перспективу.
Парсуны с изображением всадников
Первыми конными портретами являются изображения царя Алексея Михайловича и его сына Михаила. Всадники, сидящие на вздыбленных конях, отображены облачёнными в латы с восьмиконечными крестами в руках. Фоном картины послужило изображение военного лагеря; на парсуне передан объём. Данные портреты неоднократно тиражировались, поэтому представлены во многих музеях, в том числе, зарубежных.
Парсуны придворных
Известный портрет в полный рост В.Ф. Люткина, занимавшего пост царского стольника (придворного, прислуживавшего за царским столом), хорошо передаёт высокий статус персонажа: изображённая в полный рост фигура в синем кафтане, опирающаяся на шпагу, полна достоинства. Детали – дорогостоящие ткани одежды и портьер, расшитое узорами кресло, дорогая шапка на столе – подчёркивают значимость персонажа.
Иные парсуны
К парсунам, предназначенным для пользования внешнеполитическими ведомствами, относились портреты правителей других стран, с которыми у России были установлены дружественные отношения; было изготовлено десятки таких портретов.
В XVIII веке на смену парсуне пришёл светский портрет. Слово «портрет», заимствованное из французского языка, появилось в эпоху Петра I.