Первая церковь на Руси

Первая церковь на Руси


Слово «церковь» в переводе с греческого означает «собрание, дом Господа». Церковь в христианстве это не просто храм, это соединение верующих, которые веруют в «единую святую, соборную и апостольскую церковь», созданную Иисусом Христом.

Когда и где возникла первая церковь на Руси?

Церкви до крещения Руси

О существовании христианской общины на Руси до её крещения князем Владимиром стало известно из летописей. В «Повести временных лет» сообщалось, что в 945 году после подписания договора с Византией часть воинов из дружины князя Игоря, принявших христианское крещение в Византии, принесла клятву в киевской церкви святого Ильи перед Честным крестом. Существование христианской церкви во времена язычества означало, что на Руси увеличивалось число христиан – помимо дружинников христианами на Руси были византийские купцы, прибывавшие в Киев по торговым делам. В 957 году крещение в Константинополе приняла княгиня Ольга.

Археологи нашли остатки фундамента церкви святого Ильи на Подоле. Предполагается, что основным строительным материалом был кирпич, но собрать какие-либо детали описания ранней церкви не представилось возможным. Вероятно, православные храмы были построены и в других городах, но прямых доказательств этому нет.

Первый каменный храм на Руси

Первый каменный храм на Руси


После обращения в христианскую веру в 988 году князь Владимир повёл бескомпромиссную борьбу с поклонением языческим богам: он повелел «рубити церкви» и «поставляти» их там, где ранее стояли кумиры. Слова летописи «рубити» указывают на то, что первоначально для возведения церквей использовалось дерево. В планах князя Владимира было основание в Киеве церкви из камня; в качестве опытных зодчих и каменщиков князь повелел «приведе мастеры от грек». В 989 году в честь Успения Богородицы была заложена первая каменная церковь на Руси. Место для церкви – Старокиевская гора – было выбрано не случайно: здесь от рук язычников погибли варяг Феодор и его сын Иоанн, ставшие первыми христианскими мучениками на Руси. Раскопки археологов подтвердили: под фундаментом храма находились остатки более раннего сооружения из сосновых брёвен, предположительно, двора Феодора.

Строительным материалом для церкви послужила плинфа – плоский кирпич, толщина которого не превышала 3 сантиметров. В технике кладки использовалось чередование плинфы и цемянки (камня на розовом известковом растворе с добавлением керамической крошки).

Церковь получила название Десятинной – на её строительство и содержание князь Владимир даровал десятую часть своих доходов. Строительство церкви началось в 990 году и длилось шесть лет. Мастера из Византии привезли с собой византийский стиль церковной архитектуры – крестово-купольный, при котором над крестообразной основой здания возводился купол. Предполагают, что храм был пятиглавым. Данные по размерам церкви противоречивы: цифры по длине храма колеблются от 27до 40 метров, ширины – от 18 до 35 метров. Три нефа (неф – это центральная, вытянутая, часть храма, предназначенная для мирян), разделялась тремя парами столбов; балконные хоры предназначались для князя и его свиты. Монументальность входу в церковь придавали четыре медных статуи коней, доставленных из Корсуни. В XI веке церковь с трёх сторон окружили галереями.

Князь Владимир вложил в храм немало церковных ценностей, привезённых из Корсуни. Церковная утварь и священные реликвии были представлены крестами и иконами, а также предметами религиозного богослужения. Благодать церкви придавал чудотворный образ Богородицы «Княжеградской» – по преданию, он был написан евангелистом Лукой. Святыней Десятинной церкви являлись мощи святого Климента, погибшего мученической смертью в I веке в Херсонесе.

Для отделки Десятинной церкви использовались мрамор, привезённый из Византии, и местные породы камня. Украшением храма являлись мозаики и фрески из разноцветного стекла и яшмы.

12 мая 996 года состоялось торжественное освящение церкви.

Дальнейшая история Десятинной церкви

Дальнейшая история Десятинной церкви


Древнейшая православная церковь на Руси неоднократно подвергалась разрушению и разграблению. На её прочности отрицательно сказались пожар XI века и катастрофическое землетрясение 1230 года. Не раз церковь становилась жертвой междоусобной борьбы: в 1169 году храм был разграблен войсками владимирского князя Андрея Боголюбского, в 1203 году – войсками новгородского князя Рюрика Ростиславича. Окончательному разрушению Десятинная церковь подверглась во время нашествия хана Батыя на Киев в 1240 году: основы церкви сотрясали удары стенобитных орудий, а затем её конструкции обрушились под тяжестью веса киевлян, пытавшихся найти убежище в храме и забравшихся на её своды.

Четыре столетия простояли развалины церкви, прежде чем в 1654 году митрополит Киевский Пётр Могила приказал «выкопать из мрака подземного» Десятинную церковь. Были укреплены сохранившиеся конструкции, а над юго-западной частью древнейшего храма была построена небольшая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. При разборе старых конструкций были обнаружены мраморные саркофаги: останки тел были провозглашены митрополитом как мощи князя Владимира и его супруги Анны.

Третий храм был построен на месте Десятинной церкви в 1842 году. Он простоял до 1928 года, когда было решено разобрать здание на кирпичи и использовать их для строительства школы. По имеющимся сведениям, часто противоречивым, останки упокоенных в церкви были утеряны. Известно, что глава священномученика Климента была перенесена в Киево-Печерскую лавру. Существует чудесная история об обретении Княжеградской иконы, которая во время монгольского нашествия была выброшена захватчиками в Днепр: икона была обнаружена в 1500 году в реке Свислочь по необыкновенному свечению, исходившему от реки. Под названием «Минская» икона Божьей матери хранится в минском Свято-Духовом монастыре. Археологические находки хранятся в музеях Киева и в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга.

В настоящее время идут дискуссии о дальнейшей судьбе остатков Десятинной церкви: надо ли их месте возрождать церковь или же сохранить фундаменты как археологическую ценность.


Рекомендуемые статьи

Распространение христианства на Руси

Распространение христианства на Руси

До официального крещения Руси все стороны жизни восточных славян были связаны с язычеством: славяне имели пантеон богов, с которыми отождествляли явления природ..

Древнерусские города

Древнерусские города

В древнерусских летописях термином «город» («град») обозначали укреплённое поселение или крепость, где размещались княжеский двор и дружина князя. В настоящее в..

Древнерусское зодчество

Древнерусское зодчество

Термины «зодчество» и «архитектура» являются синонимами, но имеют разное происхождение: слово «зодчество» имеет древнерусские корни, слово «архитектура» родом и..

Древнерусские монастыри и монастырский уклад

Древнерусские монастыри и монастырский уклад

Монастыри и служение в монастырях являются общепризнанной частью материальной и духовной культуры. Многие древнерусские монастыри с их соборами и церквями, изве..

Рекомендуемые изделия