Первые столицы Руси. Часть 1. Ладога
В августе 2023 года исполнилось 1270 лет со дня основания Ладоги, которая сейчас носит название Старой Ладоги. Дендрохронологический археологический анализ показал, что Ладога была основана в 753 году и является одним из древнейших городов Руси и Северной Европы.
В период раннего средневековья город или поселение, где находился правитель и его двор, считался столицей. 7 сентября 862 года в Ладогу прибыл призванный на княжение варяжский князь Рюрик, который основал там свою резиденцию – так Ладога стала первой столицей формировавшегося государства Древняя Русь.
Предыстория Ладоги
Раскопки в Старой Ладоге, начавшиеся в начале XVIII века, дали богатейший археологический материал, положенный в основу исследований отечественных, североевропейских и скандинавских учёных. Значительный вклад в изучение Старой Ладоги внёс советский и российский археолог, профессор А. Н. Кирпичников (1929-2020), возглавлявший многие Староладожские археологические экспедиции.
Учёные выяснили, что основателями города на левом берегу реки Волхов были славяне – кривичи и ильменские словене, а также скандинавы и финно-угры, проживавшие там с V-VI веков. Позднее там появились балты и западные славяне. Есть мнение, что город Альдейгья в скандинавских сагах – это Ладога.
Неудивительно, что город был заложен в низовьях Волхова: там пересекались торговые пути, через Волхов, Волгу и Днепр соединявшие Балтику, Чёрное и Каспийское моря. Ладога стала морским портом северо-западных территорий; в ладожский порт заходили суда из разных стран, привозившие арабских, булгарских, фризских и других иноземных купцов и их товары. Крепостные стены Ладоги защищали территорию от набегов с севера и запада.
Межэтническое мирное сосуществование жителей города поддерживалось межрелигиозной терпимостью: древнерусские ладожские невысокие сопки с захоронениями по языческому типу соседствовали с православными храмами.
Имеется предположение, что Ладога была столицей государства, существовавшего до образования Древней Руси – Русского каганата или Ладожской Руси (IX век). Это было славянское государство, расположенное на севере Восточной Европы. Если это не исторический фантом, то Ладога к моменту образования древнерусской государственности уже имела опыт пребывания в статусе столицы.
Прибытие Рюрика в Ладогу
Судя по летописным данным, в середине IX века жизнь на европейском северо-западе была неспокойной: враждовали между собой отдельные группы скандинавов и славян – «встал род на род»; ситуация осложнялась постоянными нападениями викингов. За полтора века Ладога горела четыре раза. Для прекращения усобиц и для защиты своей территории население нуждалось в сильной власти. На общественном совете представителей славянских и финно-угорских племён было решено пригласить на княжение знатного скандинава, варяжского князя Рюрика, известного своими воинскими подвигами. Происхождение Рюрика точно установить не удалась, предполагают, что он был выходцем с берегов Северного моря: из Дании или Швеции. Рюрик прибыл со своей дружиной, знатью и двумя братьями.
Правление Рюрика началось в 862 году с передачи ему верховной власти в соответствии с «рядом» (договором о легитимности призвания); в договоре оговаривалось, что князь будет судить «по праву», то есть по местным обычаям.
Ладога при Рюрике
Править Рюрик начал энергично, опираясь на своих соплеменников и родню. На правах верховного правителя он выделил земли своим братьям: Синеус «осел» в Белоозере, Трувор – в Изборске. Сам Рюрик разместился вместе со своей дружиной в крепости, позднее получившей название Староладожской.
Ладога при Рюрике укрепила свои позиции как крупный торгово-ремесленный центр: была расширена международная торговля, с соседними странами были установлены мирные отношения – набеги викингов на Русь надолго прекратились.
Рюрик оставался в Ладоге три года, передав городу свой стяг с изображением летящего вниз сокола. Подсчитано, что при нём территория города занимала 12 гектаров. Намереваясь расширить владения, в 865 году Рюрик перенёс столицу в Новгород, но Ладога, получив импульс к росту, продолжала развиваться. О высоком статусе Ладоги как важного административного центра свидетельствуют около 200 свинцовых вислых печатей и пломб, обнаруженных при раскопках: в те времена печати и пломбы скрепляли важные документы. Ладога первой встречала гостей, прибывавших с дипломатическими визитами, в частности, норвежских королей и шведских правителей.
Ладога при первых русских князьях
После переноса столицы в Новгород Ладога долгое время продолжала оставаться международным торговым центром; на рынках Ладоги торговали пушниной, оружием, пряностями, предметами труда, домашней утварью, невольниками. Арабские купцы привозили серебряные монеты дирхемы, которые в большом количестве были обнаружены при раскопках, что позволило назвать Ладогу «Серебряными воротами Европы». В порту корабли вставали на зимнюю стоянку, там производилась перегрузка товаров с морских судов на более лёгкие речные и наоборот.
Ремесленное производство в Ладоге было широко представлено бронзолитейными и кузнечными мастерскими; с IX века мастера-ювелиры производили украшения из латуни, янтаря, кости и стекла. Хорошо было развито стекольное дело: песок для изготовления стекла добывали на ладожской земле. В большом количестве производились разноцветные стеклянные глазчатые бусы (с орнаментом в виде глаза); бусы играли роль оберега и выполняли функцию денег. Бусы также привозились из стран Западной Европы для обмена на меха. Распространение неимоверного количества бус разных размеров и цветов привело к появлению ладожской легенды о выпадении бус из большой тучи – об этом писал летописец Нестор.
В течение двух веков Ладога входила в земли великих князей Руси. Ярослав Мудрый в 1019 году передал город с прилегающими землями своей жене, дочери шведского короля Ингигерде (Ирине), в результате чего в Ладоге появились шведские правители – ярлы. После смерти Ингигерды в 1050 году шведы отказались вернуть Руси территорию; русским князья лишь в конце XI века удалось выдворить их из города. Притязания шведов на Ладогу длились несколько веков.
В XII-XV веках Ладога входила в состав новгородских земель, с XV века являлась важнейшей крепостью Московского царства.
Древнерусское архитектурное наследие в Старой Ладоге
Архитектура Ладоги отражает различные этапы развития зодчества России, начиная от строительства деревянных храмов в VIII-IX веках, в которых воплотились северо-западные народные традиции строительства. Каменное строительство появилось при князе Олеге.
Староладожская крепость за свою красоту называется «жемчужиной» Ладоги. Основанная по указанию Рюрика на берегу реки, крепость в течение семи столетий неоднократно становилась местом битв и сражений; в мирное время у крепостных стен проводились торговля и обмен товарами. По сохранившимся остаткам стен видно постепенное усиление укрепления: стены XII века имеют толщину в 3 метра, стены XVI века – 9 метров.
В XII веке внутри крепости был построен один из красивейших храмов Древней Руси – белокаменная четырёхстолпная церковь Святого Георгия Победоносца с золотым куполом и трёхглавым крестом. На внутренней стене храма сохранилась удивительная фреска, где вместо традиционного изображения Святого Георгия, пронзающего змея копьём, изображено усмирение змея молитвой – змея уводят на поводке. Церковь была построена в память о героической победе жителей Ладоги над шведами в 1164 году, когда с помощью новгородцев был разбит шведский флот из 55 кораблей. Святой Георгий Победоносец стал небесным покровителем Ладоги.
Почти тысячу лет в Ладоге стоит ныне действующий Свято-Успенский девичий монастырь с храмом Успения Пресвятой Богородицы. Предположительно, монастырь был возведён князем Мстиславом Великим (XII век) для его жены Кристины, шведской принцессы. По другой версии, деревянный монастырь и деревянная церковь были построены по указанию Ингегерды, жены князя Ярослава. Монастырь предоставлял убежище многим знатным женщинам: здесь, предположительно, во время монгольского нашествия скрывалась жена князя-мученика Михаила Тверского; здесь семь лет томилась в ссылке первая жена Петра I Евдокия Лопухина.
Другим древнерусским памятником является Никольский мужской монастырь, действующий и сейчас как духовный и паломнический центр. По преданию, монастырь был заложен Александром Невским в 1240 году в честь победы над шведами.
Исторические мифы Ладоги
В IX-X веках Ладога-Альдейгья упоминалась в скандинавской мифологии как владение одного из сыновей бога Одина. Считалось, что в Ладоге находился заговорённый острый меч Тюрфинг, становившийся смертоносным для противника, как только меч вынимали из ножен.
Согласно летописям, в Ладоге нашёл своё упокоение Вещий Олег. Захоронение князя представляет собой высокую сопку, которая существует и сейчас и, как считается, обладает особой энергетикой.
По легенде, в Ладоге был похоронен и Рюрик: местом его погребения называют подземный ход Староладожской крепости, где Рюрик упокоился в золотом гробу.
Имеются сведения, что перед битвой на Чудском озере Александр Невский освятил свой меч в храме Георгия Победоносца.
Данные факты не нашли своего научного подтверждения, но легенды живут в человеческой памяти. В 2015 году в Старой Ладоге был открыт памятник князьям Рюрику и Олегу, и теперь есть памятное место, где любой может вспомнить или заинтересоваться историей.
Современная Старая Ладога – это село в Волховском районе Ленинградской области с населением около двух тысяч человек. Статус центрального города Ладога потеряла в 1704 году: Пётр I, отодвигая границы на запад, основал Новую Ладогу. Прежняя Ладога была переименована в Старую Ладогу, лишена статуса города и герба.
В 2007 году по решению местных властей Старая Ладога вернула себе прежний герб с изображением золотого сокола, летящего вниз – герб напоминает найденную при раскопках в Старой Ладоге бронзовую бляху с изображением сокола или же трезубец, знак Рюриковичей. Древнерусские археологические сокровища бережно хранятся в Староладожском музее-заповеднике.