Первый свод законов Древней Руси
Государство «Киевская Русь», образованное в IX веке, объединило около 20 восточнославянских племён, каждое из которых имело свои традиции, обычаи и нормы жизни. Решение спорных вопросов у древних славян было основано на так называемом «обычном праве» – неписаным правилам и нормам поведения, которые традиционно поддерживались обществом и передавались из поколения в поколение. Формирование государственности в IX-X веках потребовало создания письменных законов, устанавливающих единый порядок. Первый древнерусский свод законов получил название «Русская Правда».
Русская Правда как исторический и юридический документ
Русская Правда – это законодательство, создаваемое и дополняемое русскими князьями последовательно в разное время, но объединённое в единый свод. Важнейший документ дошёл до нас в виде списков (копий), число которых превышает сотню. Все списки являются ценнейшим источником по изучению истории Древней Руси и древнерусского права; документ представляет интерес для лингвистов, социологов, культурологов, нумизматов и социологов.
Выделяют три редакции Русской Правды:
- Краткую Правду (древнейший вариант),
- Пространную Правду (дополненная редакция документа),
- Сокращённую Правду (поздний вариант).
В Краткую Правду входили Правда Ярослава (1016 год) и Правда Ярославичей (примерно 1072 год). Пространная Правда была дополнена новыми статьями в XII веке, Сокращённая – в XV веке.
Первым документом в области древнерусского права является Правда Ярослава – письменное законодательство, оформленное князем Ярославом Владимировичем, прозванного Мудрым (978-1054). Слово «Правда» здесь употребляется в значении «право». Документ впервые был обнаружен в 1738 году известным русским историком В.Н. Татищевым (1686-1750); подробный анализ всех частей Русской Правды был проведён выдающимися историками Н.М. Карамзиным (1766-1826), В.О. Ключевским (1841-1911) и многими другими учёными.
Как появилась Правда Ярослава
Для создания единого государства необходимо было унифицировать ранее существовавшие в обществе правовые нормы и на их основе создать новое законодательство – это понимали первые русские князья, но удалось это сделать Ярославу.
Поводом для письменного закрепления юридических норм явилось восстание новгородцев в 1015 году. Ярослав, князь Новгорода, желая проявить самостоятельность, отказался отправлять великому киевскому князю Владимиру Святославичу, своему отцу, ежегодную дань. Дело переросло в открытую борьбу. Для похода на Киев Ярослав нанял дружину варягов, которые начали бесчинствовать в Новгороде, грабя и убивая горожан. Новгородцы, возглавляемые местной знатью, восстали и перебили часть варягов. Мятежных новгородцев Ярослав жестоко наказал. Киевский князь Владимир к тому времени скончался, но новой угрозой для Ярослава стал его сводный брат князь Святополк Ярополкович (Окаянный), засевший в Киеве. Решив идти на Киев, Ярослав попросил новгородцев о помощи, признав ошибочность своих репрессий против них. Новгородцы помогли своему князю – Святополк был изгнан, Ярослав захватил Киев. Надеясь на поддержку новгородцев в дальнейшей борьбе, Ярослав щедро наградил их и дал «имъ Правду и Уставъ» – так появилась Правда Ярослава.
Какие документы легли в основу разработки Правды Ярослава?
Правда Ярослава появилась не на пустом месте, её фундаментом явились общинные законы, существовавшие до образования Киевского государства и «уставы» первых древнерусских князей и княгини Ольги. В летописях, например, упоминается об Уставах князя Владимира, регламентирующих взимание налогов (десятины) и правила проведения суда. Княжеские суды заложили основу древнерусского судебного процесса.
Первым князьям приходилось решать и международно-правовые вопросы: Олег, Игорь и Святослав заключали торговые соглашения с Византией и договаривались о правилах разрешения торговых споров.
Основой для древнерусского законодательства стали также византийские документы, действующие на территории Руси после принятия христианства – их общее название «Кормчие книги».
Христианская Русь при составлении законодательного свода руководствовались церковными уставами и некоторыми текстами Священного писания.
Таким образом, Правда Ярослава как начальная часть Русской Правды вобрала в себя ранее существовавшие обычаи и практику, унифицировала их и свела в единую законодательную базу.
Основные положения Правды Ярослава
Законы Ярославы включали 18 статей, которые можно разделить на три части:
- Статьи о наказании за убийство;
- Статьи, предусматривающие наказания за всякое насилие или оскорбления;
- Законы о защите прав собственности.
Постановления об убийстве
Наличие статей об убийстве можно объяснить напряжённой обстановкой, в которой принимались законы Ярослава: постоянное состояние войны со своим отцом и братом, бесчинства дружины варягов в Новгороде и бунт в городе расшатывали порядок в княжестве и приводили к многочисленным преступлениям, в том числе, к убийствам. Законы Ярослава сохранили ранее существовавший обычай кровной мести за убийство и за нанесение человеку побоев или увечья, но теперь месть ограничивалась кругом ближайших родственников: «Кто убьёт человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертью». Право мести за убитого или покалеченного родственника допускалось родным братьям, сыновьям, отцу, а также дядьям и племянникам; все прочие не имели права кровной мести. Ограничение круга людей, имевших такое право, было большим шагом вперёд по совершенствованию правовой системы – без подобного ограничения месть могла длиться бесконечно долго. Чинить расправу самовольно закон запрещал; право мести вступало в силу только по приговору княжеского суда. В случае отсутствия близкой родни у убитого или покалеченного обвиняемый должен был заплатить княжескому двору виру (штраф). За убийство свободного человека полагалось заплатить в казну 40 гривен.
Наказания за причинение вреда здоровью (насилие) или за оскорбления
К преступлениям в данной области относились как лёгкие побои (штраф 3 гривны + плата лекарю), так и тяжелые побои, нанесённые батогом, жердью, ладонью или рукоятью оружия (штраф 12 гривен). В случае увечья (если у пострадавшего отпадёт или отсохнет рука), в казну нужно было заплатить 40 гривен. Отсечение пальца называлось «обидой» – штраф составлял 3 гривны; более серьёзной «обидой» считалось отсечение усов или бороды – за это обвиняемый должен был заплатить 12 гривен.
Статьи о защите прав собственности
За изломанное копьё, щит или за испорченную одежду полагалось возместить стоимость вещи; за взятых без спроса коня, оружия или одежды похитившему надо было заплатить 3 гривны. К вещи приравнивался и бесправный холоп – если господин находил у кого-либо своего сбежавшего холопа, то человек, присвоивший себе холопа, должен был заплатить 3 гривны.
В целом, законы Ярослава были направлены на защиту безопасности людей и охрану их собственности. Примечательно, что телесные наказания, ущемляющие достоинство людей, не предусматривались.
Несмотря на довольно мягкие наказания по сравнению с правовой практикой в других странах раннего средневековья, законы Ярослава не запретили некоторые жестокие обычаи, оставшиеся на Руси от древних предков. В частности, это относилось к проверке правдивости показаний правонарушителя. О «Суде небесном» пишет Н.М. Карамзин: если свидетелей преступления не удавалось найти, обвиняемый должен был пройти проверку раскалённым железом или водой. В первом случае ему надлежало взять в руку раскалённое железо или вынуть кольцо из кипятка – если через 3 дня на руке не оставалось следа ожога, значит, на обвиняемом нет вины. В случае водного испытания, голову обвиняемого длительное время держали под водой – если он не захлебнулся, значит, невиновен.
Сжатость законов Ярослава и ограниченность круга правонарушений, рассматриваемых в законодательстве, объясняется необходимостью их срочного принятия в условиях беспорядка и общественной напряжённости. Законы не коснулись проблемы наследства; не рассматривались вопросы правового положения низшего слоя древнерусского общества – челяди; не определялось отношение к некоторым общественным преступлениям и т.д. Тем не менее, значение Правды Ярослава, которая после победы Ярослава над Святополком стала общерусским законодательным кодексом, велико – документ стал основой дальнейшего развития древнерусского права. Расширенным и дополненным законодательством стал следующий юридический документ, получивший название «Правда Ярославичей».
Правда Ярославичей («Правда Руськои земли»)
Многие исследователи полагают, что князь Ярослав принимал участие в начальной подготовке расширенной версии своих законов. Примерно в 1072 году жителям Древней Руси был представлен дополненный свод законов Ярослава, составленный Ярославичами, сыновьями Ярослава Мудрого – Изяслава, Всеволода и Святослава. Правда Ярославичей включала 23 новые статьи.
Дополнения к законам отразили сословные изменения в древнерусском обществе. Большинство статей было направлено в защиту княжеских интересов. Наказания за убийство зависели от статуса обвиняемого: за смерть «граждан именитых» назначалась вира в 80 гривен; за смерть свободного незнатного человека – 40 гривен, за смерть холопа – 5 гривен. Кровная месть было отменена, её заменили штрафы. Если убитого находили на территории общины, а свидетелей убийства не было, то платить виру надлежало верви (общине).
Собственность на землю и на рабочую силу именитых людей признавались важнейшей ценностью и защищались законом. Разные размеры денежных компенсаций были введены за кражу чужого имущества. Наивысший штраф полагался за кражу княжеской и феодальной собственности – нарушение межевой границы (12 гривен) и увод чужого холопа (тоже 12 гривен); за другие виды краж штраф был меньше. Неравенство в размере штрафов проявлялось даже в назначении денежных возмещений за уведённое животное: за кражу коня князя полагалось заплатить 3 гривны, за коня простого крестьянина 2 гривны. Законы предоставляли привилегии княжеским слугам – так, княжескому судебному чиновнику (емцу), изымающего краденое, полагалось поощрение, составляющее от 1/5 до 1/4 суммы штрафа.
Общество восприняло законы Ярослава и Ярославичей как документы, освящённые древностью, следовательно, как правильные и справедливые. В полной мере первое письменное законодательство действовало на территории Руси до феодального распада государства, но его правовые нормы легли в основу последующего государственного развития вплоть до XV века.