Особую популярность арочные нательные иконы с ликом Николая Чудотворца получили в 17-19 веках, они тиражировались в многочисленных медницах по всей России. Данный экземпляр меднолита 18 века является предметом, изготовленным в легендарных старообрядческих мастерских русского севера – Поморья. Именно к этой группе русских старинных медных икон и относится данный экземпляр арочной иконы 18 века «Святитель Николай».
Принадлежность экспоната к школе поморского литья 18 века может быть определена наличием утолщения с отверстием на тыльной стороне навершия, которое расположено параллельно плоскости плакетки – у иконок более позднего периода (19 века) такое утолщение с отверстием уже не встречается.
Арочная форма нагрудных икон такого типа символизирует небесный свод, а широкая рамка, расположенная по контуру плакетки, придаёт образу Николая Чудотворцу некоторую отдалённость от смотрящего. Возможно, такой приём был призван усилить эффект особой святости подвижника и символизировать недостижимость степени его просветлённости и приближённости к Богу.
Рамка арочной иконы «Святитель Николай» поморского литья украшена ребристым узором, прерывающимся прямоугольниками с четырёхконечными крестами, развёрнутыми на 45 градусов.
Рельефный извод изделия не слишком глубокий, но пропорции тела и головы святителя выглядят более гармонично, чем на большинстве литых и живописных икон более позднего периода.
Поясное изображение Николая Чудотворца занимает почти всё внутри рамочное пространство иконы. Его правая рука указывает на закрытое Евангелие, которое святитель прижимает к груди ладонью левой руки, накрытой, в свою очередь, широким омофором с крестом.
Массивное навершие арочной иконы украшено образом «Спаса Нерукотворного» и снабжено горизонтальным отверстием для шнура или гайтана. По левую и правую сторону на уровне подбородка святого расположилась иконная надпись «СТЫИН ИКОЛАЕ»: первая буква имени архиепископа перенесена к слово «святый» для большей симметричности текста.
Иконография данного извода Николая Чудотворца имеет весьма древнюю историю. Ещё в эпоху раздробленности русских княжеств и монголо-татарского ига каменные нательные иконы в такой иконографии высекались на севере Руси - в столице Новгородской республики Новгороде Великом. Такие каменные иконки 14-15 века и стали основой для изготовления более поздних матриц северными мастерами Поморья.
Несмотря на хорошую сохранность металла данного экспоната и на отсутствие очагов коррозии по телу изделия, рельеф арочной иконы выглядит сильно потёртым: лик Николая Чудотворца и верхняя часть его облачения полностью сглажены, поэтому класс сохранности предмета следует признать «удовлетворительным». Класс редкости предмета - «достаточно частый экземпляр», так как достаточное количество образцов такой иконы дошло до наших дней.