Старинные и древние привески, амулеты, обереги
В искусствоведческих источниках и археологической литературе привески принято разделять на две подкатегории: привески-амулеты и привески-иконки. Суть обеих категорий настолько различна, что такая категоризация кажется уместной.
Уточнить поиск
Привески-амулеты (иногда их называют «подвесками») – небольшие языческие обереги, которые носились древними славянами и соседними народами (например, финно-угорскими племенами). В дохристианской Руси такие привески-амулеты носили как мужчины, так и женщины – и в достаточно большом количестве. В ходе ряда археологических раскопок было установлено, что женщины или воины могли носить на себе до нескольких десятков привесок одновременно. Благодаря небольшим размерам (обычно 1-2 см), такие предметы размещались на гайтанах на шее, на одежде, на головных уборах и даже не сбруях лошадей. Каждая привеска-оберег выполняла свою функцию: «давала» удачу, «добавляла» храбрости, «защищала» от сглаза и злых духов и т.д.
После Крещения Руси языческие привески-амулеты совсем не собирались сдавать позиции, смешиваясь с христианскими иконками-привесками. Иконы-привески – особая категория небольших образцов меднолитной пластики с христианскими и околохристианскими изображениями.
В некоторых тематических источниках наблюдается смешение понятий «привеска-икона» и «нательная икона». Основным отличием иконкой-привески от нательной (или нагрудной иконы) является небольшой размер (в том числе толщина) и относительно малый вес. А.К. Станюкович в своей книге «Неизвестные памятники русской металлопластики» проводит условную границу между привеской-иконкой и нагрудной иконой, вводя следующую методологию: иконы-привески – не более 3 см в длину, нательные/нагрудные иконы – более 3 см.
Привески имеют и множество других названий: шейные образки, ладанки, змеевики, амулеты, медальоны, кулоны и т.д. Однако в научной искусствоведческой среде этот тип иконок принято называть именно привесками.
Привески-иконки и привески-амулеты, бытовавшие у населения Руси раннего и позднего Средневековья, настолько многочисленны и разнообразны, что просто не могут не рассматриваться в качестве отдельного направления развития миниатюрной металлопластики, отражающей бытовые и мировоззренческие черты народов Древней Руси.