Арочная односторонняя привеска «Никита Бесогон» – меднолитный артефакт позднего периода Великого княжества Московского (вторая половина 15 века), обнаруженный в московском регионе.
На лицевой стороне арочного медальона расположен апокрифичный святой Никита Бесогон, побивающий беса обрывками цепей: левой рукой Никита держит беса, а правой с цепями замахивается на него. Изображение по контуру обведено двойным валиком с канавкой. Оглавие предмета простое, без орнаментов и рельефных утолщений. Оборотная сторона привески гладкая.
Иконография святого-экзорциста Никиты эволюционировала с течением времени, постепенно становясь обобщённым изображением святого, побеждающим беса (символизирующего язычество). Изначально иконография святого подвижника соотносилась с апокрифичным текстом о мученике Никите, однако постепенно сюжет изменился в сторону изображения святого-демоноборца, вобравшего в себя черты Никиты Готского, Никиты Новгородского и других святых.
Пик популярности предметов личного благочестия с ликом Никиты Бесогона пришёлся на период с конца 15 до середины 17 века. В этот период святой часто изображался на иконах-привесках, нательных крестах, змеевиках и других предметах христианского культа.
После церковного раскола (1666 г.) официальная Церковь отреклась от апокрифа, канонизировав житие друго Никиты – Готского, почитавшегося в тот же день. Старообрядцы продолжали почитать апокрифичного святого Никиту Бесогона вплоть до 19 века.
В народе считалось, что святой мученик Никита даёт защиту от нечисти, также к нему обращались в случае семейных проблем, при порче и сглазе. Классическое изображение Никиты Бесогона на иконах и меднолитных предметах: фигура вполоборота, левой рукой держащая беса за уши, а правой – замахивающаяся для удара. В качестве орудия побития беса изображалась обычно либо палка, либо обрывок цепи (кандалов).
Меднолитный артефакт 15 века – Арочная односторонняя привеска «Никита Бесогон» – характеризуется 6-й категорией редкости (нечастный коллекционный экземпляр). Аналогичные привески описаны в некоторых каталогах, похожий экземпляр привески был обнаружен при раскопках на улице Большая Дмитровка в Москве (культурный слой 16 века). Рассматриваемая привеска каталога русской старины «Меднолит» отличается меньшим весом и чуть более миниатюрными размерами.
Описываемый экспонат находится в удовлетворительном состоянии: рельеф изображения сильно потёрт, две небольшие центральные части медальона утрачены (вследствие чего на изделии есть 2 рваных отверстия). Поверхность привески покрыта многочисленными выбоинами, при этом геометрия медальона не нарушена, ушко изделия в исправном состоянии. Лицевая часть предмета чистая, практически без коррозии, металл имеет ровный слой патины тёмно-медного цвета. Оборотная часть иконки гладкая, покрыта неравномерной патиной зелёного и серого цвета.