Двухсторонняя иконка-привеска «Ангел и Голгофский крест» – предмет личного благочестия 15 – начала 16 века, имеющий двухстороннее изображение и обнаруженный в московском регионе.
Листовидной привеска называется потому, что имеет продолговатую форму, похожую на лист с острым окончание с одном стороны и более закруглённым – с другой.
На лицевой стороне привески располагается рельефное изображение Ангела с большими, расправленными крыльями. Над головой Ангела размещена нечитаемая надпись. По контуру листовидного медальона проходит тонкий рельефный валик.
На оборотной стороне привески виднеется рельеф Голгофского Креста, возвышающегося над пещерой. С обеих сторон креста видны симметричные образы копья (слева) и посоха (справа). Копьё рядом с Голгофским Крестом олицетворяет оружие легионера Лонгина, которым тот проткнул уже испустившее дух тело Иисуса. Данный эпизод нашёл отражение только в Евангелии от Иоанна: Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода (Ин. 19:33).
Посох символизирует собой шест, на котором закреплялась губка, смоченная кислым вином – уксусом. Скисшее вино не утоляло жажды, но причиняло дополнительные страдания жертвам крестной казни. Три символа крестных страданий Христа, собранные вместе, таким образом, символизируют претерпеваемые муки, испытанные Сыном Божьим на Голгофе.
Над Голгофским Крестом также располагаются буквы, разобрать которые не представлячется возможным.
Ушко привески круглое массивное, с небольшими симметричными бороздками с обоих краёв, содержит небольшой отросток сверху. Располагается под углом 90 градусов к основной плоскости медальона.
Двухсторонняя иконка-привеска «Ангел и Голгофский крест» – нечастый коллекционный экземпляр (шестая категория редкости). Аналоги описаны в специализированной литературе, однако в них, чаще всего, речь идёт об одностороннем рельефе Ангела с гладкой тыльной стороной. Аналоги иногда встречаются в частных и музейных коллекциях.
Состояние артефакта нормальное: геометрия и плоскость предмета не нарушены; металл матовый, покрыт серой патиной; рельеф лицевой и тыльной стороны предмета в хорошем состоянии; ушко исправно; края медальона имеют многочисленные сколы, из-за чего форма привески нарушена.