Происхождение Руси
На рубеже V-VI веков произошли три события, оказавших большое влияние на зарождение и дальнейшее развитие Древней Руси. Первым таким событием стало расселение славянских племён – как западных «славенов», так и восточных «антов» («окраинных»).
Под воздействием ряда факторов они стали перемещаться на юг, перешли Дунай и обосновались на Балканском полуострове, отвоевав большую часть византийских территорий. Сюда, помимо южнославянских племён, переселялись и те, кто проживал на отдалённых территориях. Например, дреговичи, занимавшие территории севернее припятских болот, или сербы, жившие неподалёку от современного Берлина.
В результате этого широкомасштабного процесса в Европе эпохи Раннего Средневековья произошли значительные этнические и политические изменения. То же самое можно сказать и о прежних территориях проживания славян.
Когда был основан Киев?
В связи с расселением славян произошло второе значительное событие – основание Киева. До наших дней сохранилась древняя легенда о Кие, Щеке и Хориве – братьях, которые построили на Днепре город Киев.
Это предание было очень древним, ведь даже в XII веке, когда создавалась «Повесть временных лет», эта история уже считалась сказанием далёких предков. Любопытно, что именно в этот период (XI-XII вв.) – в эпоху противостояния Новгородского и Киевского княжеств – вокруг описанных событий начались ожесточённые споры.
Новгородские летописцы посчитали, что описанные в легенде события произошли в 854 г. Однако современные учёные уверены в том, что это слишком поздняя датировка.
Древнерусский летописец Нестор, который в заголовок своего труда вынес вопрос «кто в Киеве нача первее княжити?», не мог опираться на легенду из рукописи армянского историка. Благодаря новгородцам, которые стремились оспорить древность города Киева, возникло обидное для киевлян заблуждение, будто бы Кий был лишь перевозчиком через реку, но никак не князем: «так и говорили – на перевоз на Киев...» Будучи образованным человеком, Нестор был знаком не только с местными славянскими преданиями, но и с греческой исторической литературой. Для того, чтобы отстоять факт княжения Кия, он провёл специальное исследование, в ходе которого установил, что Кий встречался с византийским императором, а значит действительно обладал княжеским титулом.
«Аще бы Кый перевозьник был, то не бы ходил Цесарюграду. Но се Кый къняжаше в роде своемь и приходившю ему к цесарю, которого не съвемы, но тькмо о семь вемы, якоже съказають, яко велику честь принял есть от цесаря, при которомь приходив цесари. Идущю же ему вспять, приде к Дунаеви и възлюби место и сруби градьк мал и хотяше сести с родъм своим и не даша ему ту близь живущий. Еже и доныне наречють дунайчи «городище Киевець». Кыеви же пришедъшю в свой град Кыев, ту живот свой съконьча; и брата его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь ту съконьчашася. И по сих братьях держати почаша род их княженье в Полях».
Имя монарха, к сожалению, было неизвестно Нестору. Однако мы можем предположить, что приглашение славянского князя императором столь влиятельной державы как Византия, могло произойти только после 90-х гг. V века Именно в это время, в годы правления императора Анастасия (491-518) славяне добрались до дунайской границы Византии. Пригласить славянского князя мог и Юстиниан (527-565), однако этот монарх был хорошо известен на Руси, поэтому вряд ли его имя осталось бы без упоминания.
Рассмотрим другие исторические источники этого периода. Именно на рубеже V-VI вв. происходит второе значимое событие этого времени.
Первым известным укреплением на территории приднепровской возвышенности была Замковая гора, расположенная в исторической местности Подол на берегу ручья Киянки. Во время правления Владимира I здесь были расположены княжеские дворцы и Десятинная церковь. Тут же находились медные статуи, которые были вывезены после победы над Византией из Корсуни (совр. Херсонес). А сегодня это – исторический центр Киева, где можно увидеть Андреевский собор, построенный Б. Растрелли в XVIII в.
Именно здесь, на Старокиевской горе, возвышающейся над долиной Днепра, на рубеже V-VI вв. была построена небольшая крепость. По всей видимости, перенос княжеской резиденции на высокую гору и расселение славян были связаны между собой.
В эпоху столь масштабного переселения славян на юг Киев обладал важной стратегической ролью. Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что именно в этих землях расположены все крупные реки бассейна Днепра. Здесь проживали древляне, дреговичи, кривичи, радимичи и северяне. Общая площадь занимаемых территорий была равна примерно 250 000 квадратных километров! И рядом со всеми этими путями на юг располагался Киев.
Пройти по водной артерии в обход киевской крепости было практически невозможно. Со стороны князя Кия разместить крепость на возвышенности ниже места впадения Десны было разумным решением. Это сделало его хозяином Днепра, без чьей воли никто не мог продвинуться на юг. По всей видимости, князь брал с проезжавших пошлину, а те, кто возвращались, делились с князем трофеями.
Кроме того, князь мог и сам возглавлять такие походы на юг. Накопив достаточно сил из представителей северных племён, он продвигался вниз по Днепру, преодолевая опасные территории, где располагались кочевые авары и тюрко-болгары. Так, Никоновская летопись содержит описание того, как князь «ходил к Царюграду силою ратью».
Другими словами, тот, кто владел крепостью на Днепре, играл далеко не последнюю роль в перемещении славян на Балканы. И, значит, вполне возможно, что византийский император пригласил к себе киевского князя и оказал ему приём со всеми полагающимися почестями.
Происхождение слова «Русь»
Эта эпоха была временем смешения славянских племён и возникновения племенных союзов. Некоторые из них в конечном счёте потерпели поражение от аваров в VI в. (например, союз дулебов). Другие – выстояли перед кочевниками и укрепили свои силы в противостоянии с ними. К таким, судя по всему, можно отнести союз среднеднепровских племен, возникший в результате слияния руси и полян. Это событие нашло отражение в летописи: «Поляне, яже ныне зовомая Русь».
Как название народа слова «русь» или «рос» впервые употребляются в источниках в середине VI в., как раз во время активного переселения славян. Один из готских историков пишет о «мужьях-росах», враждовавших с князем Германарихом в IV в. Сирийский автор при перечислении степных кочевников Причерноморья, упоминает народ «рос», проживающий где-то в Среднем Поднепровье.
Формы наименования «рос» и «рус» сосуществуют с древности. Причём, первый вариант использовали византийцы, а второй – арабские и персидские авторы в IX-XI вв. В русских источниках можно встретить и ту, и другую форму: «Русьская земля» и «Правда Росьская». Вариативность сохраняется и сегодня, например, в словах «Россия» и «русский».
Что такое «русская земля»?
В этом контексте интересно разобраться с тем, что же изначально называли «Русской землёй», именно с географической точки зрения. Очевидно, что в широком смысле, как территория проживания всех восточнославянских племен от Балтики до Чёрного моря, этот термин мог войти в обиход лишь после того, как это пространство обрело некое единство.
Проанализировав географические термины летописей XI-XIII вв., мы можем заметить, что словосочетание «Русская земля» используется не только для всей Киевской Руси (или её жителей), но и для явно более скромной территории. Более того – для территории, лишённой в X-XII вв. политического единства. Так, часто под Русью имелся в виду Киев: ехать из Новгорода или Владимира «в Русь» означало «ехать в Киев», а под борьбой галицких войск с «русскими», подразумевалось противостояние с киевскими дружинами. Упоминается также и то, что черниговские города – русские, чего не скажешь о городах смоленских и т.д.
Если соотнести с картой все упоминания «русских» и «нерусских» территорий, то мы увидим, что под «Русской землёй» понимали ещё и ограниченную территорию, охватывающую Киев, Чернигов, р. Рось и Поросье, Переяславль Русский, Северскую землю, Курск.
Получается, что обозначенная нами область не совпадает ни с одним княжеством XI-XIII вв. При этом упоминания о ней встречаются у разных летописцев из разных городов. Значит, мы имеем дело с какой-то более ранней традицией.
Дальнейшее исследование приводит нас к тому, что употребление слов «Русская земля» в узком смысле относится к VI-VII вв. Именно для этого времени характерны массовые археологические находки деталей кокошников, пальчатых фибул, спиральных височных колец и вещей, привезённых из Византии. Все они относятся к культуре племенного союза между русскими, полянами и северянами, образовавшегося в эпоху византийских походов, в эпоху строительства Киева.
Названия «русь», «рус», «рос» использовали не только для коренных жителей, но и для приезжих. Так, варягов, которые появились в Киеве через три столетия после первого упоминания «росов», тоже стали называть «русью», просто по той причине, что они оказались в Киеве («оттоле прозвашася Русью»).
Больше всего интересных находок VI-VII вв., относящихся к русам, было сделано в бассейне рек Роси и Россавы. Возможно, изначально росы-русы проживали именно здесь, а названия рек связаны с названием племени.
Таким образом, очевидно, что русская государственность возникла на киевском юге, который занимал более выгодное положение, в том числе и с точки зрения возможности установления внешних контактов.