Рабство в Древней Руси
Учитывая широкое толкование вопроса о рабстве на Руси, ограничим рамки ответа на этот вопрос проблемой рабства в Древней или Киевской Руси (IX-XIV века).
Рабство как общественный феномен было порождено рабовладельческим строем. Следовательно, для начала надо выяснить, в какой степени на Руси было развито рабовладельческое общество.
Русь и рабовладельческая формация
В классическом виде рабовладельческая формация существовала в государствах Древнего Востока, Греции и Рима, где основными группами населения были свободные и рабы; рабов имели не только богатые землевладельцы, но и мелкие ремесленники и крестьяне. Рабы были основной рабочей силой; к абсолютно бесправному рабу относились как к вещи, которую можно было продать, купить, подарить; раба можно было подвергнуть физическому наказанию, убить.
Русь вступала в эпоху создания государственности, когда основные рабовладельческие системы мира или прекратили своё существование, или шли к своему закату, и рабовладение теряло своё значение. Дискуссия о существовании рабовладельческого строя в Древней Руси разделила отечественную научную общественность на две непримиримые группы: одни доказывали, что Русь миновала рабовладение в его классическом воплощении, другие считали, что миновать рабовладельческий строй было невозможно.
Начало научной полемике в нашей стране было положено в 1930-е годы. Главным сторонником мнения о том, что Русь в своём развитии миновала рабовладельческий строй, был известный советский историк Б. Д. Греков (1882-1953). По утверждению учёного, на Руси некоторые черты рабовладения начали складываться в период разложения первобытно-общинного строя, но в целом рабовладельческий строй не получил своего развития в силу недостаточного развития ремёсел и торговли и наличия крепкой сельской общины. В качестве поддержки своей точки зрения Б. Д. Греков ссылался на Ф. Энгельса, считавшего, что славяне, так же как и германцы, миновали стадию рабовладения. Мнение Б.Д. Грекова было поддержано авторитетными советскими археологами: Б.А. Рыбаковым, А.В. Арциховским, историком В.В. Мавродиным и многими другими.
Оппоненты Б.Д. Грекова (С.В. Юшков, И.Я. Фроянов, А.П. Пьянков, А.А. Зимин и другие) считали, что принятая в советской исторической науке марксистская формула пяти формаций (первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический), поддержанная И. В. Сталиным, является единственно верной, и поэтому теория Б. Д. Грекова ошибочна и вредна. По их убеждению, Русь, как и другие страны, в своём развитии не могла избежать рабовладельческой формации. В качестве одного из аргументов сторонники данного мнения приводили факты использования труда военнопленных, находящихся на положении рабов, в вотчинах крупных землевладельцев и дружинников.
В настоящее время дискуссии продолжаются, но последние археологические и научные открытия сближают позиции оппонентов. Всё большее число учёных признаёт, что общественный строй древнерусского государства сочетал признаки патриархального, рабовладельческого и раннефеодального обществ.
Полемика о наличии рабства в древнерусском государстве
С дореволюционных времён научные споры по вопросу рабства на Руси выявили две основные тенденции. Часть авторитетных учёных, к которым относился известный русский историк С. М. Соловьёв (1820-1879), отрицала существование рабства в древнерусском государстве. По их мнению, незаинтересованность в применении рабского труда была заложена еще до создания государственности на Руси: в древнеславянском обществе в принудительном труде не было экономической необходимости – славяне равнодушно относились к роскоши, а земледелием и домашним хозяйством они занимались сами. В рабов превращали только военнопленных. Отсутствие широкого интереса к рабскому закабалению стало особенностью и древнерусского государства.
Сторонники противоположного мнения считали неоспоримым факт наличия и развития рабства на Руси. Одним из доказательств являются археологические находки: в могилах древнерусской знати находили останки рабов и рабынь, погребённых вместе с хозяином. Данная точка зрения имеет право на существование, но она вышла за рамки истории, связывая появление рабства на Руси с формированием у русского народа определённых комплексов, которые получили названия «рабской неполноценности» и «рабской покорности». Резкое суждение о рабском характере русского народа можно найти, например, у известного русского историка Н.М. Карамзина (1766-1826).
Негативные характеристики раннефеодального общества на Руси некоторые представители данного направления распространяют на всю историю российского государства, включая современную: по их мнению, рабские качества, сформированные на заре создания государственности, лишили Россию политической свободы, сделали её несостоятельной как государство. Сейчас этот тезис нашёл своё отражение в русофобских теориях.
Таким образом, вопрос о существовании рабства на Руси актуален и сегодня. Для понимания места и роли рабства в истории России (не переходя к изучению крепостничества), необходимо выяснить в каких формах и каким образом оно проявлялось в ранний период развития древнерусского государства; получило ли рабство широкое развитие в обществе, став его неотъемлемым элементом.
Источники рабства на Руси
Слово «раб», производное от древнеславянских слов «робъ», «роба», означало «невольник», «подневольный работник». Синонимами слова «раб», стали слова «челядь» и «холоп».
Внешним источником получения рабской рабочей силы со времён древних славян была война; такую же роль войны играли и в период создания древнерусского государства. В пленных обращали не только воинов, но и гражданское население (до начала XIII века), которое тоже превращали в рабов. Пленники не оставались рабами на всю жизнь: они могли получить свободу за выкуп. Процесс выкупа пленных, например, происходил по договору между Русью и Византией.
Помимо войны, с X-XI веков выявились внутренние причины появления рабства: в рабов-холопов превращались жители Руси, которые не выплатили ссуды или совершили преступления. При совершении преступления в холопство могли обратить всю семью осуждённого.
Другие внутренние источники рабства упоминались в Русской Правде: добровольная продажа себя в рабство; женитьба на рабыне или заключение брака с рабом; добровольное поступление на службу к знатному лицу в должности домоправителя. В двух последних случаях человек превращался в холопа, если при изменении его статуса не было оговорено условие о сохранении для него свободы. В случае самопродажи в рабство для исключения фактов порабощения человека против его воли оговаривалась сумма сделки (не меньше половины гривны), и необходимость оформления сделки у городского секретаря с оплатой ему одной ногаты. Таким образом, превращение в холопа требовало соблюдения законности.
Холопом можно было стать по рождению: рождённый в семье холопа становился холопом. Но надо отметить, данные предписания были не столь строги: князь Владимир Святославич был сыном невольницы, ключницы Малуши.
Положение рабов в древнерусском государстве
В славянских племенах рабы легко переходили из состояния подневольной силы в состояние свободных членов племени. Слабое распространение элементов рабства у восточных славян зафиксировано в иностранных источниках: иноземные путешественники и купцы с удивлением отмечали, что славяне заботились о своих рабах-военнопленных. С IX века, по мере углубления социального расслоения общества, эксплуатация рабов усиливалась, кабала длилась дольше. Рабы обслуживали знатных людей, составляли часть их богатства наряду с землёй и имуществом и были важным средством обогащения: за пленников можно было получить выкуп или продать их на невольничьих рынках. Надо отметить, что на Руси таких рынков не было; рабов и рабынь вывозили на рынки других стран.
Рабы не имели гражданских прав: за убийство раба компенсация выплачивалась его хозяину; если раба убивал хозяин, то его наказание ограничивалось церковным покаянием. Раб не имел права обратиться в суд или выступить в суде в качестве свидетеля; по закону он не имел права владеть собственностью. Правда, иногда хозяин наделял собственностью хорошо проявившего себя в работе раба, но оформлялась она от имени хозяина.
По мере развития государства падало значение рабства: в X- XI веках рабы по-прежнему работали в домах и на полях знати, обслуживали монастыри, но законодательство ограничивало источники рабства. В Пространной Русской Правде (XI век) были перечислены источники перехода людей в статус рабов, возведя их в ранг закона. За ограничение рабства выступила церковь: она осудила спекуляцию (перепродажу) в работорговле и первой отказалась от использования труда рабов.
В целом, положение рабов (челяди, холопов) на Руси находилось в рамках существовавшего тогда правового поля.
Виды рабства на Руси
Рабство могло быть временным или постоянным, домашним или полевым. Особо ценились умелые и грамотные рабы: рабы, обученные грамоте, могли стать учителями детей хозяина и служить в его доме; рабы, владевшие ремесленным искусством, получали доступ в мастерские. Преимущественно труд рабов носил домашний характер; в поле рабы часто трудились вместе с хозяином.
Можно ли было выйти из рабства?
Да, закон позволял выйти из положения рабского подчинения своему хозяину. Временное рабство заканчивалось, когда наступал срок окончания договора; постоянное могло закончиться по естественной причине (смерть раба), или по решению хозяина дать рабу вольную, что поощрялось церковью. В летописях приводились случаи, когда рабы смогли выкупить себя. Еще одним способом избавления от рабства было бегство, но закон предусматривал наказание как за случаи бегства, так и за укрытие беглого раба.
Таким образом, проблемой рабства на Руси занимались авторитетные специалисты и историки; их взвешенная, непредвзятая оценка прошлого позволила сделать вывод о том, что рабство на Руси существовало, но его свободные формы были далеки от того, чтобы сформировать у народа комплекс безоговорочного подчинения властелину. Особенности государства на Руси включали неравноправие и классовые различия, но не неполноценность людей и государства. Последующие века русской истории, насыщенные фактами народных бунтов и восстаний против своих правителей, показывают несостоятельность мнения о «рабской покорности» русских людей.
Холопство было отменено в 1723 году указом Петра Великого.