Ремёсла на Руси
Научное определение ремесла как изготовление вещей или предметов с помощью ручного труда звучит убедительно, но оно не включает очень важный компонент, который превращает ремесло в мастерство – это творчество. Широко распространённое мастерское овладение ремеслом, обогащённое творчеством, становится народным достоянием.
Потребность в изготовлении предметов, необходимых для жизни, появилась вместе с возникновением человеческого общества. Люди создавали нехитрые орудия труда, мастерили простейшую одежду и сооружали примитивные жилища – так появились первые ремёсла. За тысячи лет ремесленное производство разрослось, усложнилось и стало одним из показателей развития общества. На Руси ремёсла появились не на пустом месте: они вобрали в себя умения восточнославянских предков и достижения соседних народов; древнерусские ремесленники заимствовали существовавшие в то время технологии, усовершенствовав и обогатив их.
Как и когда появились первые ремесленники на Руси
Учёные считают, что на Руси ремесло как отрасль обособилось от сельского хозяйства в VII-IX веках, когда для развития земледелия и скотоводства требовалось всё больше сложных орудий и приспособлений. Если раньше ремесло носило домашний характер – всё, необходимое для семьи, племени или клана, производилось внутри семейной или клановой ячейки, то в IX веке произошло разделение труда: ремесленники занимались производством предметов, необходимых в хозяйстве, а остальные члены семьи или общины обеспечивали ремесленников продуктами сельского хозяйства и добычей с охоты. По мере расширения своего производства ремесленники стали выполнять работы на заказ – это был первый период развития ремесленного производства на Руси (IX-X века). С XI века наступает второй период ремесленного производства – работа на рынок. Ремесло из домашнего превратилось в заказное, а затем в торговое – так образовался ремесленный промысел.
На Руси существовали две основные группы ремесленников – сельские и городские. Постепенно выделились ремёсла, которыми занимались женщины: золотое шитьё, вышивка, прядение и ткачество.
Как развивалось ремесленное производство?
Вопрос о том, какие ремёсла являлись самыми древними на Руси, определённого ответа не имеет: одни исследователи считают, что первым появилось гончарное производство, другие отдают первенство железоделательному ремеслу. На появление и развитие того или иного вида ремесленного производства влияли местные условия: в зонах, богатых рудами, развивалась металлургия, в лесных зонах – деревообработка и берестяной промысел, в прибрежных – рыболовство и строительство судов. Археологические данные и письменные источники показывают, что древнерусское ремесленное производство по своему разнообразию не уступало иноземному. В XII веке в Киевской Руси существовало 60-65 ремесленных отраслей, образующих ремесленные центры с широким ассортиментом производимых изделий. Умения и навыки ремесленников оттачивались, передавались из поколения в поколения, приобретали свои фирменные отличия и знаки.
Гончарное ремесло на Руси
Издревле человеку были нужны сосуды для хранения продуктов, зерна, воды – такие сосуды готовили из глины. На Руси из глины готовили посуду, ёмкости для хранения припасов, игрушки для детей. Для изготовления изделий годилась не любая глина: для сохранения пластичности она должна была быть жирной, податливой, упругой и иметь определённую твёрдость, способную приобрести необходимую для мастера форму. Качество глины мастер проверял на ощупь: глина должна хорошо меситься, но не прилипать к рукам.
Гончарное ремесло сначала носило домашний характер, изделия лепили дома вручную. Примерно в XI веке появился гончарный деревянный круг, который вставлялся в ось, прикреплённую к отверстию в деревянной скамье. Гончар левой рукой вращал круг, а правой рукой формировал изделие. После обжига изделие приобретало прочность. Позже приспособление для вращения круга стало ножным, что значительно увеличило производительность труда и позволило вывозить на рынок гончарные изделия – домашнюю утварь (кувшины, чашки, сковороды), различные фигурки и детские игрушки. В частности, глиняные игрушки в виде погремушек и свистулек, лошадок, собачек, уточек были обнаружены при раскопках в Новгороде.
Прототипом известных сегодня филимоновских игрушек – свистулек с весёлым и нарядным орнаментом – археологи считают гончарные изделия, остатки которых найдены в городище Одоев близ Тулы. На обнаруженных одоевских черепках сохранилась разноцветная окраска, подобная филимоновской.
Плитка для облицовки стен и для покрытия пола, а также кирпичи – это тоже продукты труда гончаров.
Работа с глиной считалась чудодейственной: глина – это природный материал из недр земли; в процессе обработки она проходила стихии земли, воды, воздуха и огня. Руки мастера «чувствовали» качества глины, без всяких анализов находя нужный для работы вид глины.
Особенность работы с глиной используется и в наши дни: она развивает мелкую моторику, гармонизирует душевное состояние, способствует развитию творческого начала.
Кузнечное ремесло на Руси
С точки зрения древнеславянского жителя кузнец или коваль выглядел как «вещий человек», колдун, способный из камня создать металлический предмет. Усиливала впечатление и работа кузнеца в полутёмном помещении: в полумраке мастеру было легче определить степень готовности раскалённого металла. По поверьям, кузнечное дело было связано со славянским богом Сварогом, поэтому кузнецам приписывалось умение отгонять нечистую силу и врачевать болезни.
На территории древнерусского государства археологами обнаружены сотни мест с остатками кузниц и с орудиями кузнечного производства: это районы, прилегающие к Владимиру, Новгороду, Пскову, Ярославлю, Рязани и другим городам.
Кузнечное производство на Руси было связано с двумя процессами: выплавкой железа из руды и изготовлением металлических изделий. Вопрос о наличии сырья практически не стоял, так как использовалась руда, которая в изобилии имелась в природной зоне лесов и рек – это болотная руда, называемая также озёрной, луговой или дерновой. С современной точки зрения данная руда представляет собой бурый железняк органического происхождения (лимонит), имеющая красно-рыжий цвет.
Выплавка железа представляла собой сложный процесс: сначала руду промывали, дробили и обжигали, а затем помещали в домницы с горящим древесным углём, где окислы железа из руды превращались в массу, стекающую в нижнюю часть печи. Дутьё, необходимое для притока воздуха, осуществлялось с помощью естественного продувания; позднее для этой цели использовались кузнечные меха. Освобождённое от шлаков губчатое железо, полученное в результате «варки», было готово для ковки различных предметов.
Интересной особенностью древнерусского кузнечного дела является домашняя «варка» железа. Например, в Старой Рязани в жилищах горожан обнаружены следы данного процесса, производимого в горшках в домашней печи.
В кузницах ковали как простые вещи (иглы, ножи, серпы, косы, шилья, ухваты и т.п.), так и сложные изделия, требующие сварки (цепи, удила, железные кольца для кольчуг и т.п.). Вершины мастерства древнерусские кузнецы достигли в производстве оружия. От кузнечного ремесла обособилось литейное производство.
Литейное ремесло на Руси
Литейное дело на Руси получило своё развитие примерно с VI-VII веков. Предполагается, что первоначально литьё было домашним ремеслом и в VIII-IX веках им занимались женщины, которые делали украшения и домашнюю утварь. С X века, при усложнении процесса литья и необходимости производить более громоздкие вещи в больших количествах, профессиональными мастерами по литью стали мужчины, которые изготавливали мечи, булавы, кресты, колокола, паникадила. Изделия русских литейщиков начали вывозиться за границу.
Частью литейного ремесла являлось ювелирное дело.
Ювелирное мастерство на Руси
Ювелиров на Руси называли золотарями и серебряниками, по названию металлов, с которыми они преимущественно работали. Основной технологической операцией ювелиров было литьё, занимались они и чеканкой по металлу. Металл расплавлялся в глиняных тиглях с применением мехов, повышавших температуру; расплавленный металл переливали в литейную форму, имевшую очертания нужного изделия.
Расцвет древнерусского ювелирного искусства пришёлся на XII – начало XIII века. Мастера прославили себя изготовлением изделий с использованием различных техник, делавших украшения невероятно красивыми и самобытными. Фоном для нанесения различных орнаментов или изображений служили олово, медь или серебро. Русские мастера владели всеми известными тогда технологиями изготовления украшений.
Филигрань или русская скань применялась для нанесения узора с помощью тонких, перевитых между собой золотых или серебряных проволочек, которые в местах пересечения линий узора соединялись пайкой. Часто филигрань на ювелирных изделиях соседствовала с техникой зерни или нанесения узора с помощью металлических зёрен. Зёрна (золотые или серебряные шарики) получали при разбрызгивании расплавленного металла, выливаемого через мокрое решето. Число прикреплённых зёрен на одном изделии могло доходить до 5000 (киевские колты).
Несомненным достижением древнерусских ювелиров являлось овладение техникой перегородчатой эмали: узор на изделие наносился с помощью перегородок, пространство между которыми заполнялось эмалью.
Чернённый фон, бархатисто-чёрного или серого цвета, получаемый за счёт использования массы из сплава металлов, хорошо выделял узоры из серебра – это техника черни, часто встречавшаяся на обнаруженных археологами древнерусских украшениях.
Ювелирное дело в Древней Руси процветало в Киеве, Новгороде, Рязани, Полоцке и в других крупных городах.
Прядение и ткачество на Руси
Это ремесло было массовым и развивалось во всех местностях. Сырьём для ткачества служили природные материалы – лён, конопля, шерсть. Прядение использовалось для получения нитей различной толщины. Прялка была непременным атрибутом каждой избы, она считалась символом благополучия.
На домашних ткацких станках производили ткани разных сортов и из разных материалов. Ткани из толстых нитей были более грубыми: например, изо льна получали вотолу, из шерсти – яригу и сермягу. Из тонких льняных нитей ткали полотно, применяемое для изготовления полотенец, рубашек, платьев; из шерстяных нитей делали особо ценимое сукно.
Скорняжное дело на Руси
Ремесленники-скорняки занимались обработкой и выделкой шкур животных, превращая их в один из самых выгодных русских товаров на рынках – кожаные изделия и пушнину. Процесс превращения шкуры в легкую и красивую пластину, пригодную для шитья и изготовления одежды, очень трудоёмок и кропотлив. Шкуру сначала размягчали с помощью состава из овса, потом ножом выскабливали загрязнения и обрабатывали мелом для удаления влаги. Для придания изделию эластичности его выбивали и вытягивали, после чего оно было готово для дальнейшей работы с ним.
По мере развития хозяйственной жизни Руси увеличивалось число ремесленников, и расширялся перечень областей применения их труда. Признанными мастерами своего дела становились не только представители перечисленных ремёсел, но и плотники, строители, сапожники, бондари, шорники, ложечники, мастера по изготовлению берестяных изделий и многие другие. Во время монгольского нашествия Русь потеряла большое число своих мастеров, которые погибли или были угнаны в плен; пришли в упадок и ремёсла. Но наступило и новое время – время возрождения Руси.