Русь IX-XIII веков. Города Черниговской и Галицкой земель
Территория обширной Черниговской земли включала долину реки Десны и ее левого притока – реки Сейм. В летописях упоминается, что в Черниговской земле было много городов, но в подавляющем большинстве это были укреплённые поселения или крепости, которые остались малыми городами из-за своей удалённости от основных речных путей. Самым большим и значимым городом на этой территории являлся Чернигов.
Чернигов
Первое упоминание о Чернигове в древнерусских летописях датируется 907 годом, что даёт основание считать Чернигов одним из самых древнейших городов Руси наряду с Киевом и Переяславлем. Возвышение города было связано с его выгодным географическим положением: Чернигов находился на холме, в месте впадения реки Стрижень в Десну и на пересечении водных путей Десны и Сейма. Издавна эта местность являлась центром притяжения славянского племени северян.
К XI веку город Чернигов состоял их трёх основных частей: детинца, окольного города и подола («то, что лежит под горой»), общая площадь которых составляла 150 гектаров. Укрепления полукольцом охватывали детинец, окольный город и предградье (предместье); за укреплениями находились курганные могильники.
История Чернигова насыщена событиями, подчёркивающими его значение в истории Древней Руси. В XI веке город стал столицей владений Мстислава Владимировича, брата Ярослава Мудрого. Черниговские князья, потомки князя Олега Святославича, названные в Слове о полку Игореве «Ольговым гнездом», вели самостоятельную политику, независимую от Киева, обеспечив себе политическую мощь. Не раз они занимали киевский престол. Черниговские епископы распространяли свою власть и на муромо-рязанские земли.
Чернигов оставил значительный след в истории русской культуры: народный эпос воспевал величие Чернигова и его князей; отсюда вёл свой род Даниил Паломник, составивший записи о своём паломничестве в Палестину. В Чернигове были возведены величественные архитектурные сооружения, примером которых является Спасо-Преображенский собор.
Хотя в Черниговской земле не наблюдалось частой смены князей, но и там не обходилось без междоусобных распрей и войн: печальную славу о себе оставили черниговские князья, которые воевали против своих собратьев на стороне половцев.
Летописи содержали отрывочные сведения о Чернигове; полную историю становления и развития города помогли воссоздать археологические работы. Раскопки начались в XIX веке с исследования известным русским археологом Д.Я. Самоквасовым (1843-1911) монументальных курганов у Чернигова. В последующее время широкомасштабные работы были проведены историком и археологом Б.А. Рыбаковым (1908-2001) и участниками археологических экспедиций Академии наук Украины и Исторического музея.
Установлено, что ранний Чернигов состоял из нескольких посёлков, имевших свой административный центр и языческое капище. Наличие княжеских захоронений в больших курганах «Чёрная могила» и «Княжны Чорны» свидетельствовали о социальной дифференциации раннего черниговского общества. Подтверждением этому являлись боярские захоронения, расположенные рядом с княжескими.
Раннегородской период развития Чернигова (до XI века) исследован Б.А. Рыбаковым, который установил, что первоначально детинец располагался на возвышенном месте, в юго-западной части поселения, а затем его территория расширилась в северо-западном направлении. В детинце располагался княжеский двор, усадьбы феодальной знати и жилища обслуги. Каменная постройка на епископском дворе была украшена фресками и поливными плитками. Три ряда укреплений вокруг Чернигова делали его неприступным для врагов.
С XI века развитие города вширь потребовало создания плановой структуры города, которая прослеживается на уличной планировке. Предполагается, что сквозная городская магистраль выходила на дороги к Киеву на юге и к Новгород-Северскому на северо-востоке. Социальная топография Чернигова была такой же, как и в других древнерусских городах: дома знати располагались вперемежку с жилищами простых горожан. О богатствах черниговских бояр свидетельствует обнаружение многочисленных кладов.
Расцвет Чернигова пришёлся на XII век: в это время строились каменные дома и новые укрепления (остроги) вокруг предградья. Черниговские строения отличались своей величественностью. В детинце была возведена Успенская церковь; на торгу – Пятницкая церковь. Судя по археологическим находкам, в городе активно развивались ремёсла: кузнечное, железоделательное, гончарное и ювелирное; на подоле были найдены печи для обжига кирпича. К найденным в большом количестве предметам относились оружие, доспехи и предметы быта. Поражает своим высокохудожественным искусством отделка в зверином стиле на турьих рогах, найденных в «Черной могиле». Черниговские гончары прославили себя изготовлением поливных изразцов, а строители – возведением Елецкого монастыря, собора Преображения и других архитектурных шедевров.
Несмотря на мужественное и долгое сопротивление жителей Чернигова, красивейший город южной Руси был разрушен ордами Батыя. Восстановиться Чернигов сумел только через пять веков.
Остальные черниговские города не достигли такого развития в домонгольскую эпоху как столица княжества, но имели заметные успехи в ремесле и торговле.
Новгород Северский
Выгодное географическое расположение сделало Новгород Северский вторым значимым центром Черниговской земли: он располагался на высоком крутом правом берегу Десны, на северо-восточной окраине Руси. В IX веке там находилось несколько славянских поселений с детинцем и защитными валами. Строительство рубежных укреплений, превративших поселения в город, пришлось на время княжения Владимира Святославича. В детинце появился княжеский двор с большим погребом, где хранились амфоры с маслом и напитками. Если жилища времён первых поселений представляли собой углублённые в землю строения, то в период развития города дома стали полностью наземными с деревянными или глиняными полами.
В XII веке вокруг детинца сформировался окольный город с укреплениями-острогами, соединявшийся с детинцем двумя воротами: Курскими и Черниговскими.
В XI-XII веках в городе строились каменные сооружения, к числу которых относились Спасо-Преображенский монастырь и Спасская церковь, украшенная фресками и имевшая майоликовый пол. Каменный храм Михаила впоследствии стал усыпальницей князя Олега Святославича.
Княжеским городом Новгород Северский стал после Любечского съезда князей в 1097 году, разделившего Русь на княжества. Княжение Олега Святославича, а затем его потомков, сохранялось в городе до середины XIII века. О походе князя Игоря из Новгород-Северского на половцев в 1185 году говорится в знаменитом письменном памятнике – Слове о полку Игореве.
Летописные сведения были подтверждены археологическими раскопками, которые начались с XIX века. Постоянные исследования начали проводиться с 1979 года совместными экспедициями российской и украинской Академий наук под руководством А.В. Куза (1939-1984) и А.П. Моця (род.1950)
Установлено, что жители ранних славянских поселений на этой территории проживали в жилищах размером примерно 4×5 метров. Дома обогревались глинобитными печами; продукты хранились в колоколовидных ямах рядом с жилищами. Хозяйственная утварь изготавливалась из керамики, кости и железа.
Более разнообразные находки датировались периодом развитого города: вислая свинцовая печать, осколки стеклянной посуды и крымского блюда, металлические остатки оружия, изделия из меди и железа.
Дальнейшее развитие города было прервано в 1239 году нашествием войск Батыя. Восстанавливать город на месте пепелища начали с конца XIII века.
Вщиж
Эволюция Вщижа аналогична эволюции Новгорода Северского – от славянского поселения до удельного города (сейчас это село в Брянской области). Об истории города говорится в летописях; летописные сведения подтверждаются археологическими находками. Первое поселение возникло в IX-X веках на высоком левом берегу Десны; к началу XII века поселение превратилось в удельный город, за который боролись соседние князья. Известно, что в 1161 году город держал пятидневную оборону от совместных сил черниговских, киевских, смоленских и полоцких князей.
Планировка города, включая размещение детинца, окольного города, оборонительных сооружений и каменного храма была изучена Б.А. Рыбаковым. Археологами было найдено немало находок, свидетельствующих о хозяйственной и торговой деятельности города: бытовых предметов и оружия, украшений и инструментов ремесленников. По мнению Б.А. Рыбакова, в городе одновременно работали примерно 20 мастеров-гончаров. Обнаруженные детали убранства храма, бронзовый водолей, изготовленный в виде чаши в форме птицы с человеческой головой, кабаний клык с древнерусской надписью свидетельствовали о развитии высокохудожественного ремесла в Вщиже.
После разрушения города во время монгольского нашествия Вщиж не смог восстановиться до уровня удельного города.
Серенск
В настоящее время Серенск – это деревня в Калужской области, а в середине XII веке это был город, построенный черниговскими князьями на вятичских необжитых землях для контроля над сухопутными дорогами из южных областей на северо-восток.
Археологические работы в Серенске проводились с конца XIX века; руководителем первых экспедиций был писатель-краевед Н.И. Булычов (1852-1919). В советский период экспедициями под руководством Т.Н. Никольской (1919-2001) были вскрыты три культурных слоя. В план города входил небольшой детинец, площадью около 0,2 гектаров, и окольный город, за которым находился посад.
Археологами установлено, что в этом небольшом городке были хорошо развиты многочисленные ремёсла: обнаруженные находки составили целую коллекцию инструментов, сельскохозяйственных орудий, бытовых вещей и ювелирных украшений. Мастера Серенска обрабатывали железо и дерево, делали изделия из стекла, изготавливали полые украшения в каменных литейных формах. Обнаруженные два золотых перстня свидетельствовали о наличии мастеров по работе с золотом.
Серенск погиб во время нашествия Батыя 1238 года – в слое, относившемуся к этому периоду, найдены остатки сгоревших жилищ и огромного количества человеческих костей.
Галицкая земля
Расположенная на юго-западе Руси Галицкая земля не отличалась большими размерами, но была плотно населённой территорией с небольшим числом крупных городов.
Галич
Сейчас Галич – это город в Ивано-Франковской области. История и датировка его возникновения долгое время была неясной: летописи давали противоречивые сведения. Так, регулярные летописные сведения о Галиче появились с середины XII века, хотя по преданиям и некоторым кратким летописным указаниям возникновение Галича относилось к началу XII века. Неясным было и первоначальное место расположения городища Галич. Точку в этом вопросе поставили археологические раскопки 1936-1941 годов, которые проводились под руководством украинского историка и археолога Я. И. Пастернака (1892-1969): городище находилось в районе Крылоса, на берегу реки Луква, в нескольких километрах от современного Галича.
На холме, в урочище Золотой ток, располагался княжеский деревянный дворец, где археологами было обнаружено большое количество керамической плитки с различными штампованными изображениями, вислые свинцовые печати и богатые ювелирные украшения. Жилые постройки, столбовые и срубные, расположенные вокруг княжеского замка, имели глинобитные печи и ямы для хранения зерна.
Город был построен на оживлённом торговом пути из Киева в Западную Европу – этим объясняются тесные торговые связи Галича с Венгрией, Польшей и Византией. Город вступил в пору своего процветания при сыне князя Владимира, Ярославе Осмомысле, сумевшего противостоять натиску венгерского короля. При князе Романе Мстиславиче (XII век) Галицкое княжество было объединено с Волынским, образовав могущественное крупное княжество, с которым считались в Европе. Близость к европейским странам имела и негативные стороны для Галича: в междоусобной борьбе русских князей часто принимали участие польские и венгерские правители.
Структурно город делился на три части: детинец с княжеской усадьбой, епископская часть и окольный город с примыкающим к нему подолом. Галич славился красотой своих белокаменных храмов: в детинце находился Успенский собор, центр Галицкой епархии, где в 1937 году было обнаружено захоронение князя Ярослава Осмомысла. Несколько церквей – Спаса, Благовещения и Пророка Илии – также были возведены на территории детинца. Ремесленные мастерские, расположенные в окольном городе и в посаде, производили гончарные и ювелирные изделия, предметы из меди и железа. Дома бояр, окна одного из которых были украшены цветными витражами, имели собственные укрепления и родовые церкви.
Галич серьёзно пострадал во время монгольского завоевания. После ухода монголов город возродился на старом месте, но не достиг былого величия.
Перемышль
Сейчас древний город Перемышль, впервые упомянутый в летописи 981 года, находится на территории Польши и называется Пшемыслем.
Перемышль возник на высокой Замковой Горе на правом берегу реки Сана на русско-польском пограничье. Город был важен для Галицкой земли как социально-экономический и торговый центр, развивающийся со времён княжения Рюрика Ростиславича и его брата Володаря (вторая половина XI века). Находясь на древнем торговом пути из Западной Европы через Прагу и Краков на восток, Перемышль являлся складочным пунктом, где хранились товары, поступавшие на древнерусские рынки.
Основные археологические работы в Перемышле проводились польскими археологами в 1950-1960-е годы. Помимо установления местонахождения детинца и окольного города, археологами были обнаружены руины княжеского дворца, множества жилищ, углублённых в землю и наземных, и трёх каменных храмов. Многочисленные находки обломков гончарных изделий и стеклянных браслетов, крестов-энколпионов и шиферных пряслиц свидетельствовали о развитии ремёсел в Перемышле.
Пережив монгольское завоевание, в XIV веке Перемышль вошёл в состав Польши.
Звенигород
В настоящее время древний Звенигород – это село в Львовской области. В древнерусской летописи Звенигород упоминался в 1086 году в связи с гибелью в его окрестностях князя Ярополка. Археологические раскопки уточнили время появления первых поселений на возвышении посреди болотистой равнины в долине реки Белки: X век. Занимая выгодное стратегическое положение на пути в Киев и Волынь, Звенигород не раз становился стольным городом галицких князей.
Стационарные археологические работы, проводившиеся в Звенигороде в советское время, выявили план города, включавший детинец с храмом, дворцовое помещение, укрепления и многочисленные жилища углублённого и наземного типов. В ремесленных мастерских производились изделия из кости, оружие и предметы быта. О развитии ювелирного искусства свидетельствует найденный на княжеском дворе крест-энколпион, украшенный синей и белой эмалью. Ведение торговых операций в городе подтверждают обнаруженные свинцовые печати и византийская монета.
После монгольского нашествия 1241 года Звенигород не сумел полностью восстановиться.
Такая же судьба постигла и Теребовль, который в настоящее время превратился в село Зеленче Тернопольской области. В XI веке Теребовль, расположенный в месте слияния рек Гнезны и Серет, был стольным городом князя Василька Ростиславича.
Археологические работы под руководством украинского археолога И.К. Свешникова (1915-1995), проводимые во второй половине XX века, обнаружили на территории города множество изделий ремесленного производства – бытовых предметов, серебряных и бронзовых украшений, относящихся к XII веку. Очевидно, это было время расцвета Теребовля.
История каждого древнерусского города своеобразна и достойна памяти потомков.