Русские женские головные уборы и их символическое и сакральное значение
Согласно толковому словарю С.И. Ожегова головной убор – это «одежда для головы». Но роль головных уборов в народной одежде не исчерпывается только надобностью прикрывать голову от воздействия холода и жары – их значимость гораздо шире. С давних времён головные уборы наделяются определённой символикой, зависящей от места их происхождения и распространения; в них отражаются народные обычаи и традиции, идущие из глубины веков. Женские головные уборы, кроме того, свидетельствуют об эволюции исторических представлений о месте и роли женщины в обществе и в семье.
В дореволюционной России насчитывалось более пятидесяти фасонов и форм женских головных уборов. Некоторые их виды известны и в наши времена, например, кокошник, венчик или обруч; о других, таких как сруза, моршнь или кустышка, знают лишь немногие.
Начало разнообразию женских головных уборов было положено в IX-XV веках, в период древней и средневековой Руси.
Почему женским головным уборам придавалась особая значимость?
Головные уборы имели важное значение со времён примитивного общества, когда люди с помощью символических форм или знаков на одежде пытались защитить себя от враждебных сил природы или умилостивить их. Во времена языческой Руси головной убор выступал в роли оберега женщины как хранительницы семейного очага, призванной продолжить род. Символическое изображение на женских головных уборах образов языческого бога Рода и помогающих ему Рожаниц соединял женщину с миром языческих богов, которые должны были помочь ей в деторождении.
Христианство со времён его основания и появления первых учений призывало женщин покрывать голову во время молитвы и в обыденной жизни. Ношение платка или иного головного убора должно было свидетельствовать о благочестии женщины, её нравственности и скромности и являлось защитой от воздействия тёмных сил.
Русская православная церковь в рамках борьбы с язычеством резко критиковала наделение головных уборов языческой символикой и языческим толкованием, но старинные символы остались в народной вышивке, народных орнаментах и узорах.
Символизм русских женских головных уборов
Вид головного убора на Руси, его предназначение и материал, из которого он был изготовлен, зависели от обычаев, культурных и ремесленных традиций местности, где убор создавался. Головные уборы женщин, живущих на севере, отличались от южных уборов своей конструкцией, орнаментами и украшениями. Тем не менее исследователям удалось выделить общие характеристики символизма русских женских головных уборов.
Прежде всего, головной убор для женщины являлся знаком её социального статуса: в стародавние времена головной убор крестьянки отличался от богато украшенного убора знатной дамы.
Особенности покрытия женской головы зависели также от возраста женщины. Девочкам и незамужним девушкам дозволялось украшать голову лентой; волосы девушки на выданье полагалось заплетать в одну косу. Лента или повязка на голове девушки в разных местностях имела различные названия: венец, венчик, обруч, коруна, почёлок, тканка, галстинка и другие. Свой вид повязка позаимствовала от венка, который девушки обычно сплетали из цветов. Первый венок девочке надевался в 13-16 лет: обряд показывал, что девочка вступила в брачный возраст. Повязка украшалась вышивкой, парчовой нитью, бусинами, орнаментом; завязывалась она сзади, оставляя макушку головы и косу непокрытыми. Нарядные, изготовленные из дорогих заморских тканей, украшенные речным жемчугом и бисером повязки передавались в семье от старшей сестры к младшей. Иногда повязку с приподнятой надо лбом передней частью называют очельем. Вплетённая в косу лента говорила о готовности девушки к вступлению в брак.
Символизм повязки подчёркивался её украшениями. Справа и слева от лица к повязке прикреплялись подвески – рясны. Пара рясен символизировала связь неба и земли, а колты – украшения в виде пластин или звёзд, которыми оканчивались рясны, олицетворяли собой дождевые струи, падающие с неба на землю и обеспечивающие плодородие.
Венчание сопровождалось надеванием на невесту коруны – венца, прикреплённого к твёрдому ободу. Украшенный жемчугом и бисером венец, по форме напоминающий корону, символизировал благосостояние семьи невесты. Края венца были волнистыми или в виде зубцов.
Семейный статус женщины подчёркивался сложными головными уборами. Символичным был переход от девичества к замужеству: вместо одной косы заплетали две, которые укладывали на голове и закрывали на затылке шапочкой – повойником или волосником. Затем голову покрывали принятым в тех краях женским головным убором, например, кокошником или платком. Если лёгкие и открытые головные уборы девушки символизировали её свободу, то закрытые и порой сложные уборы на голове замужней женщины показывали её привязанность к семье мужа. Ходить с непокрытой головой считалось грехом: если желали опозорить женщину, то насильственно публично обнажали её голову, представляя её «простоволосой». Распущенные волосы ассоциировались с различной нечистью: русалками, колдуньями, ведьмами. Непокрытая голова означала принадлежность женщины к низшему сословию.
На юге России самым распространённым женским головным убором в течение нескольких веков, начиная с XII века и доходя до начала XX века, была сорока – сложный головной убор, состоящий из многих деталей, число которых доходило до 20. Полагают, что своё название головной убор получил из-за своего сходства с птицей: в конструкцию головного убора часто входили крылья (боковая часть) и хвост (задняя часть). Передней частью убора являлось очелье. Задняя часть включала полотнище, которое прикрывало волосы. Искусствоведы полагают, что сходство убора с сорокой связано с культом птицы, берущего своё начало во времена язычества. На Руси курица или утка считалась оберегом замужней женщины; головной убор в виде сороки был призван обеспечить рождение многих детей и защиту семьи. Усиливали этот смысл и солнечные знаки, вышитые на головном уборе.
Конструкция сороки варьировалась по регионам: в Тульской области, например, хвост делался из разноцветных лент; у нижегородских крестьянок выступы наподобие рожек по бокам делались из оборок. Сороки были праздничными и повседневными. Праздничные головные уборы изготавливались из дорогих тканей – бархата, шёлка или кумача, и украшались бисером, тесьмой, вышивкой, бахромой. Сорока, украшенная золотым и серебряным шитьём, была самой дорогой частью женского гардероба. Дополнительными украшениями были кисти, помпоны, птичьи перья. Повседневные сороки имели более скромное убранство.
Символом защиты от злых сил была и кика (кичка) – головной убор замужних женщин с боковыми выступами, напоминающими рога. Происхождение слова ведут от старославянского слова «кыка», означающего волосы. После свадьбы на молодуху надевали так называемую «корону замужества» – кику с невысокими рожками. После рождения первого ребёнка защитные силы женщины должны были быть особо активными, поэтому и рога у молодой женщины становились высокими, до 20-30 сантиметров в высоту. По мере старения женщины рога становились ниже, а иногда вообще не делалась – так появились безрогие кики.
Другие формы кики отличались многообразием – они могли иметь форму копыта, валика или подковы, что уподобляло вид женщины образу коровы или козы – животным, являющимся символами плодородия. Кроме того, все формы кики выполняли охранительную и защитную функции.
Кокошник, своей формой напоминающий полумесяц или петушиный гребень, получил название от древнерусского слова «кокошь», означающего петуха или курицу. Это праздничный головной убор замужних женщин, нарядный и красивый, имел распространение по всей территории Руси и затем России, меняя свою форму. Так, кокошники в форме полумесяца носили представительницы всех сословий в центральной части России; в виде конуса – в северных областях. Кокошник символизировал энергетическое поле женщины.
Самым доступным головным убором женщин всех социальных и имущественных слоёв являлся плат, платок (повой, шаль, полушалок). Своё распространение русский платок получил примерно с XII века – в то время он назывался убрус и накидывался поверх кики или кокошника. Убрус представлял собой покрывало из тонкой ткани или шёлка длиной около двух метров и шириной около полуметра; с течением времени его размеры уменьшились. Платок присутствовал в жизни русской женщины всегда: нарядный, вышитый, кумачовый, расписной, бархатный и повседневный – все виды платков трудно перечислить. Свой первый платочек девочка получала из рук отца; в день помолвки отец надевал на голову невесты платок (пелену или ревун); младенческую колыбель закрывали платком с особым образом завязанными узлами; платками одаривали родственников и друзей в дни торжеств. Платки входили в состав приданого невесты и передавались по наследству.
Сакральное значение русских женских головных уборов
Священным или сакральным смыслом наделялись все головные уборы, но для женщин, призванных обеспечить деторождение и семейное благополучие, значимость головного убора увеличивалась. Священным значением головные уборы начали наделяться со времён язычества. Оно было связано с поверьем, что волосы обладают жизненной силой и их необходимо прикрывать или прятать от тёмных сил.
Распущенные волосы женщины считались опасными: они могли притянуть к себе тёмные силы и навредить всей семье, подорвав физическое и психическое здоровье. По народным обычаям, оставшихся со времён язычества, допускалось распускать волосы во время обрядов, которые приближали женщину к потустороннему миру. Такие моменты наступали, например, во время гаданий, сеансов магии или при похоронах. Распускать косу полагалось также при родах, чтобы облегчить ребёнку путь. После XV века, когда православная церковь выступила против языческих обрядов, наблюдалось смешение их языческих и христианских толкований. Это проявилось, например, в различном объяснении необходимости замужней женщины заплетать две косы: две косы – это пара, муж и жена; это мать и будущий ребёнок; это Бог и Дьявол, от их борьбы зависит, попадет ли женщина в рай или ад.
Сакральное значение женских волос подчёркивала и христианская церковь. По раннему христианскому вероучению, высказанному ещё апостолом Павлом, длинные волосы у женщины это её слава, так волосы даны ей вместо покрывала; это знак добровольного подчинения жены её мужу, которого Господь поставил ей главой. Видеть волосы жены мог только её муж.
Сакральным смыслом наделялись платки. Платок был не только уютным покрытием головы, но и напоминанием о том, что Россия находится под Покровом Божией Матери. Платок христианки мог иметь любой вид и размер, но обязательно должен быть чистым как её вера. Покрытие головы платком подчёркивало скромность женщины и ее смирение перед мужем.
Головной убор преображает женщину; эту тайну хорошо знали женщины прошлых веков, дополнительно вкладывая в каждый убор символический смысл и веря в его священное значение.