Серебряный образок «Богоматерь Казанская и Николай Чудотворец» с позолотой – штампованная ладанка, изготовленная в начале 20 века в Костромской губернии.
Образок является частью фамильной коллекции изделий, дошедшей до наших дней. Партия этих коллекционных предметов реализовывалась на территории Оптиной Пустыни, расположенной недалеко от Козельска (Калужская обл.). В богоборческие годы революции и гражданской войны (1917-1922гг.) ладанка в составе набора других религиозных изделий (нательных крестов, колец, цепочек) была спрятана и передавалось по наследству вплоть до наших дней. Данный экспонат никогда не носился и имеет статус нового предмета.
На лицевой стороны расположен Казанский поясной Образ Богоматери. Казанская чудотворная икона была обретена в 1579 году в Казани после пожара. Икона была найдена на пепелище сгоревшего дома. Во время перенесения иконы во храм произошел ряд чудес. Место обретения иконы было указано в вещем сне благочестивой отроковице самой Богородицей.
Казанская икона Божьей Матери относится к иконографическому типу Богородицы Одигитрии (Путеводительницы). Богородица склоняет голову к Богомладенцу Христу, восседающему на левой руке Матери.
Фон образка-ладанки представляет собой гранёное шлифованное серебряное поле, Образ Богоматери и Младенца, а также надпись под образом покрыты позолотой. Надпись, расположенная по контуру нижнего края ладанки, гласит: «ОБР. КАЗАНСКIЯ ПР. БО.» (Образ Казанской Пресвятой Богородицы).
На оборотной стороне расположен поясной образ Николая Чудотворца, особо почитаемого на Руси святого. Святой Николай родился в 3 веке в греческой провинции Ликия, являвшейся частью Римской империи. Будучи отроком, Николай проявлял завидное усердие в молитве, с ранних лет решив посвятить свой земной путь слежению Христу. С юности святитель Николай проводил в храме дни, а ночами читал книги и молился. В сан священника молодого Николая возвёл его родной дядя – епископ Николай Патарский.
Святой подвижник происходил из состоятельной семьи, которая смогла обеспечить сыну достойное базовое образование. Когда родители Николая скончались – молодой священник незамедлительно раздал своё наследство нищим.
Став епископом в городе Мире (в настоящее время – провинция Анталия, Турция), святитель Николай проявил себя как добрый, отзывчивый и справедливый пастырь, никогда не отказывающий верующим в помощи. Одновременно епископ Николай, получивший со временем архиепископский сан, был непримиримым борцом с язычеством и ересью. Широко известен его спор с еретиком Арием на первом в истории Вселенском соборе.
Многие чудеса происходили при жизни святого Николая Чудотворца: спасения города от голода, чудесная помощь терпящим бедствие судам, спасение несправедливо осуждённых из тюрем и т.д. После смерти чудеса не прекратились, именно поэтому святитель Николай так почитаем в православном мире.
Лик и фигура святого с иконной надписью ниже («ОБ. СВ. НИКОЛАЯ МИР. ЧУД.») также покрыты позолотой и расположены на шлифованной серебряной поверхности, состоящей из граней.
Проба на обратной стороне изделия – 84 золотниковая (аналогична современной 875-й метрической). Расположена по краю образа – на уровне живота Богоматери. Формат пробы (прямоугольник перед цифрами «84») позволяет определить узкий диапазон изготовления описываемого образца – это период между 1908 и 1917гг.
На лицевой стороне на правом рукаве одеяния Богоматери вертикально размещено клеймо «ВАО», принадлежащее мастеру Василию Александровичу Огородникову, село Красное Костромской губернии (клеймо встречается на серебряных изделиях с конца 19 века). В собрании Государственного исторического музея (ГИМ) представлен серебряный нательный крест упомянутого мастера.
Серебряный образок «Богоматерь Казанская и Николай Чудотворец» с позолотой – очень редкий коллекционный экземпляр (восьмая категория редкости). Данный тип ладанки мастера Огородникова не описан в справочной литературе, в известных музейных и частных коллекциях информации об аналогичных предметах не обнаружено. Скорее всего изделие имеет определённый тираж, в том числе в исполнении других серебряных дел мастеров, что не позволяет повысить его степень редкости. Тем не менее, в совокупности с уникальной сохранностью, данный предмет личного благочестия имеет статус очень редкого образца.
Благодаря кабинетному хранению артефакт сохранился в уникальном состоянии: металл яркий, рельеф ликов без потёртостей; присутствуют незначительные потемнения и небольшие царапины; плоскость изделия не нарушена; позолота в идеальном состоянии; ушко ладанки исправно.