Штампованный тельник с надписью «Святый Отче Николае Моли Бога о Нас» – серийное изделие из медного сплава, произведённое в конце 19 века. Обнаружен в Курской области.
Вся композиция нательного креста исполнена минимализмом деталей, в котором типичные для более ранних веков элементы тельника: крест, орудия Страстей Христовых – копие и трость, гора Голгофа с черепом Адама, слова молитвы и подробные христограммы – всё это заменяется лаконичным узорчатым содержанием с использованием лишь символических геометрических форм. Такой подход свойственен при изготовлении серийных нательных крестов в конце 19 – начале 20 вв.
Тельник имеет форму четырёхконечного креста с криновидными окончаниями. Крин (устар. «лилия»), растительный образ в виде цветка или набившегося бутона, широко распространенный в средневековом искусстве. Крин или лилия традиционно считаются символом Богородицы, именно лилия была в руках Архангела Гавриила, когда тот приступил к Деве Марии с Благой вестью о богоизбранности будущей Матери Спасителя.
Все 4 окончания креста украшены узором из растениевидных волют.
Внутри вписана фигура распятого Спасителя, отдельного креста не изображено, его функцию исполняет само изделие в виде креста. Над Иисусом виднеется табличка с монограммой: «IHЦI» («Иисус Назарянин Царь Иудейский»), слева и справа от Спасителя классические христограммы под титлами: «IC ХС» = Иисус Христос. Над табличкой «IНЦI» изображён терновый венец.
По контуру основного креста (исключая средокрестие) проходит гладкий валик, который изначально был зернистым, но изгладился вследствие бытования.
Средокрестие относится к «лучистому» типу и состоит зубчатой окружности, снабжённой параллельными засечками, изображающими лучи сияния.
Центральный элемент тыльной стороны тельника – поясной образ святого Николая Чудотворца. Левая рука святителя поддерживает перекинутый через неё омофор, сжимая в ладони закрытый том Нового Завета, правая рука сложена в благословляющем жесте.
Штампованный тельник с надписью «Святый Отче Николае Моли Бога о Нас» – нечастый экземпляр (четвёртая категория редкости). В справочной литературе и каталогах информация о данном предмете отсутствует; в известных музейных или частных коллекция, а также на аукционах информации о данном предмете нет. Очевидно, что артефакт имеет определённый тираж, что не позволяет повысить степень его редкости.
Состояние артефакта хорошее: геометрия и плоскость образца не нарушены; металл матовый, покрыт золотисто-коричневатой патиной; рельеф штамповки лицевой и оборотной сторон – в отличном состоянии; ушко утрачено.