Штампованный тельник «Терновый венец» – серийное изделие из медного сплава (латуни), произведённое в середине 19 – начале 20 века. Иконография образца перекликается с католическими аналогами того же периода.
Вся композиция нательного креста исполнена минимализмом деталей, в котором типичные для более ранних веков элементы тельника: фигура Христа, орудия Страстей Христовых – копие и трость, гора Голгофа с черепом Адама, слова молитвы и подробные христограммы – всё это заменяется лаконичным узорчатым содержанием с использованием лишь символических геометрических форм. Такой подход свойственен при изготовлении серийных нательных крестов в конце 19 – начале 20 вв.
Тельник имеет форму четырёхконечного креста с криновидными окончаниями. В кринах располагаются по 3 одинаковых окружности. Крин (устар. «лилия»), растительный образ в виде цветка или набившегося бутона, широко распространенный в средневековом искусстве. Крин или лилия традиционно считаются символом Богородицы, именно лилия была в руках Архангела Гавриила, когда тот приступил к Деве Марии с Благой вестью о богоизбранности будущей Матери Спасителя.
Внутри вписан восьмиконечный Голгофский Крест на средокрестии которого висит терновый венец. Сам крест имеет рельеф в виде тонких параллельных линий, имитирующий древесную структуру.
Оборотная сторона тельника содержит строки Молитвы Кресту. Буквы заполняют всю поверхность тыльной стороны, окаймлённую невысоким валиком: «Да Воскреснетъ Богъ и Расточатся Врази Его и Д(а) Б(ежат)». Это классический вариант Молитвы содержит слово «Расточатся» вместо старообрядческого варианта молитвы со словом «Разыдутся», использовавшимся до реформ патриарха Никона (1666г.) и позже старообрядцами различных толков.
Оглавие тельника представляет собой тонкое круглое кольцо, повёрнутое механическим способом после выплавки на угол 90 градусов по отношению к основной плоскости предмета.
Штампованный тельник «Терновый венец» – нечастый экземпляр (четвёртая категория редкости), аналоги тельника описаны в специализированных каталогах и присутствуют в крупных частных и музейных коллекциях.
Состояние артефакта очень хорошее: геометрия и плоскость образца не нарушены; металл (латунь) яркий; рельеф штамповки лицевой стороны – почти в идеальном состоянии, тыльной – имеет существенные повреждения вследствие зашершавливания; ушко сохранилось в рабочем состоянии.