Сказки Древней Руси

Сказки Древней Руси


Слово «сказка» уносит каждого в волшебный мир, где природа оживает, где звери имеют собственные характеры и привычки, похожие на человеческие, где герои на пути к цели преодолевают трудности, где добро борется со злом и чаще всего побеждает. Сейчас сказки относят к миру детства, но так было не всегда.

История появления сказки

Предполагают, что первые сказки стали создаваться еще на заре человеческого общества, когда силы природы обожествлялись, а сказочные истории, передаваемые в устной форме, переплетались с мифами и легендами. На Руси сказка как самостоятельный жанр оформилась в IX-X веках. В отличие от своей первоосновы – мифов и преданий – события и сюжеты в сказках редко напоминают реальность. Первоначально на Руси для обозначения сказочного повествования употреблялось слово «баснь» или «байка», которые «баяли» (рассказывали) для взрослых, понимающих мораль и наставления сказок. Рассказывание и слушание сказок в древности имело определённые запреты, связанные с сезонностью полевых работ; например, запрещалось тратить время на сказки в дневной летний период.

Русские сказки начали собирать и записывать в XVII веке; тогда же появилось слово «сказка» как производное от слова «сказать», что подчёркивает его связь с устным повествованием. В то время уже трудно было отделить древнерусские сказки от сказок более позднего периода, поэтому чаще всего они объединяются общим названием «русские сказки».

Классификация русских сказок


Первая попытка систематизировать сказочные истории была предпринята русским литературным критиком и публицистом В.Г. Белинским (1811-1848): он разделил сказки на богатырские и сатирические. Более распространённой является классификация русского историка, собирателя фольклора А. Н. Афанасьева (1826-1871): основными видами сказочных историй, по его мнению, являются сказки о животных, волшебные и бытовые.

Мир русской сказки неисчерпаем; он является предметом исследования для многих наук. Филологи подчеркивают богатство и необыкновенную поэтичность языка сказок, историки выявляют в них знания о мире, культурологи – культурные традиции и морально-нравственные ориентиры, философы – глубинный смысл сказок. Терапевтическим воздействием сказок на человека заинтересовались психологи.

Сюжеты древнерусских сказок

Некоторые сюжеты сказок, имевших хождение в Древней Руси, были связаны с мифологическими представлениями. Примером может служить сказка «Три царства – медное, серебряное и золотое», которая рассказывает о трёх братьях-богатырях, отправившихся на поиски своей матери, унесённой Вороном Вороновичем (Вихрем, Змеем). Им приходится подниматься на высокую гору (в мифах – небесный мир), спускаться в глубокое подземелье (мифический подземный мир), сражаться с многоголовым Змеем (персонаж многих мифов). Мать героев была спасена, а наградой им стала женитьба на трёх спасённых царевнах и получение каждым братом по царству: медного, серебряного и золотого, что может считаться отголосками мифических представлений о трёх мирах.

Языческий культ животных прослеживается в сказке «Медведь-липовая нога». Мужик в сказке отрубил медведю лапу в отместку за кражу репки с огорода. Страдающий медведь сделал себе лапу из липы, вторгся в избу мужика и его жены и съел их – в сказке прослеживается правомерность наказания за нарушение запрета убивать тотемное животное. Другой вариант концовки сказки: медведь в избе провалился в подпол, где его настигли деревенские люди и убили. Для детей это сказка с плохим концом, для взрослых – возможность порассуждать о морали сказки: не воруй или не убий?

В ранних бытовых сказках показываются реалии периода Древней Руси с её социальной несправедливостью. В сказке «О богатом и убогом» («Шемякин суд») бедняк просит у богатого помощи, но попадает в ужасную ситуацию: нечаянно отрывает хвост у лошади богача. По пути в суд богач и бедняк остановились в доме попа; ночью бедняк, упав с полати на колыбель с ребёнком, непреднамеренно убивает ребёнка попа; в отчаянии желая покончить с собой, бедняк бросается с моста и падает на больного, которого сын вёз на санях в баню. Против бедняка теперь выступают уже трое жалобщиков. Судья Шемяка ошибочно принял завернутый в платок кирпич, который бедняк, угрожая, втайне показывал судье, за будущее денежное вознаграждение. Надеясь на мзду, судья вынес приговор в пользу бедного: коня надлежало отдать бедняку до тех пор, пока у коня не вырастет хвост; жену попа отдать бедняку, пока у неё не родится другой ребёнок; сыну больного самому спрыгнуть с моста с тем, чтобы придавить бедняка. Напуганные приговором богач, поп и сын больного уговорили бедняка отказаться от иска и щедро вознаградили его. Справедливость восторжествовала. А судья, узнав о кирпиче, возрадовался, что избежал смерти.

Персонажи русских сказок


С точки зрения психологов, сказки содержат образы или символы, которые человек бессознательно воспринимает. Известный психиатр и учёный Карл Юнг (1875-1961) утверждал, что эти символы способствуют трансформации и развитию человека.

Главным героем в большинстве русских сказок является Иван-царевич (Иван-крестьянский сын, Иван-дурак). На пути к заветной цели (освобождение матери или любимой) Ивану предстоит пройти немыслимые испытания, но он не падает духом, не теряет надежды. Ему помогают силы природы и собственная смекалка. На последнем этапе пути Ивану приходится сражаться с чудищем (Кощеем, Змеем), но он непременно выходит победителем. В конце сказки рассказчик утверждает, что события происходили в действительности: «и я там был», «сказка-быль», и призывает задуматься о том, что в сказке «намёк, добрым молодцам урок».

Кощей Бессмертный – главный противник героя сказки, представитель тёмных сил, финальное препятствие на пути героя. Старославянское слово «кощь» («кощть») означало «сухой», «тощий» – бессмертие не красит Кощея. Кощей властвует в потустороннем тридесятом царстве, его колдовское могущество помогает ему жить вечно. Он повелевает тёмными тучами, владеет несметными сокровищами и часто угоняет прекрасных девушек в своё царство. У Кощея есть уязвимое место – его гибель заключена в яйце (символе возрождения), но найти яйцо непросто: оно в утке, которая находится в зайце, а заяц заключён в сундук, зарытый на острове в море-океане. Герой сказки решает и эту проблему, и Кощей вместе со своим тёмным царством погибает.

Баба-Яга символизирует природные таинственные силы: она может погубить героя, но может и помочь ему, дав ценные советы и наставления. Это вещая ведьма с костяной ногой, которая знает прошлое и будущее, Облик её устрашающий: когда она в избе лежит, её «зубы на полке, а нос в потолок врос». Баба-Яга летает на ступе, помелом следы заметает; живёт в избушке на курьих ножках в глухом лесу или же в тереме, огороженном тыном с воткнутыми на прутья человеческими головами. Если герою удастся найти к ней правильный подход, то Баба-Яга снабдит его волшебными предметами: клубочком, который докатится до нужного места; полотенцем, которое может превратиться в реку; гребнем, способным превратиться в дремучий лес.



Василиса Премудрая (Елена Прекрасная, Марья Царевна) представляет собой главный женский образ сказок: исследователи считают, что её прообразом была древнеславянская богиня Макошь, покровительница домашнего очага. Василиса недаром называлась Премудрой – её аналитический склад ума позволял ей решить любую задачу и выполнить трудное задание. Она могла разговаривать с животными, с Солнцем и Луной – природа помогала ей в трудных ситуациях. Например, в сказке о Царевне-лягушке Василиса с помощью волшебных помощников смогла выполнить все задания царя: соткать красивый ковёр и испечь вкусный хлеб. Заслужить любовь красавицы и умницы мог только тот, кто проявил мужество и достойно прошёл через трудности.

Мир животных в сказках

Откуда люди, живущие в городах и никогда не встречавшиеся с лесными зверями, знают, что медведь сильный, лиса хитрая, а волк отважный, но злой? Эти образы пришли из сказок. Сказки наделили животных человеческими качествами, познакомили с особенностями их повадок: хитрая лиса способна обмануть злобного волка; огромный медведь часто попадает впросак из-за своей неповоротливости и неуклюжести. В сказках животные могут менять свои характеристики: в сказке «Иван-царевич и Серый волк» волк съел коня Ивана-царевича, но затем стал для него ездовым животным и верным помощником.


Смысл, заложенный в сказках

На протяжении веков люди пытаются найти скрытые смыслы в сказках, воспринимая их не просто как волшебные истории, а как философские притчи. Вот некоторые варианты толкований смысловых значений самых известных сказок.

В сказке «Теремок» присутствует образ дома, где разные по своей природе обитатели сначала дружно строили теремок, а потом мирно в нём уживались. В первых вариантах сказки огромный медведь разрушает теремок; он злой и не желает жить вместе с другими зверями. В других версиях медведь разрушает теремок из-за своей неуклюжести, пытаясь взобраться на крышу и проникнуть в переполненный теремок. В переработанной версии сказки звери не отчаялись и дружно начали строить новый теремок – на месте старого неизбежно возникнет новое.

Существовало много версий сказки «Колобок». В ранней версии каждому зверю, с которыми встречается доверчивый Колобок, удалось откусить от него по кусочку. Лиса проглатывает Колобка полностью, но Колобок выскочил и отправился в обратный путь, возвращая себе откушенные ранее кусочки. Эти изменения и превращения толкуются как описание фаз луны – убывающей и растущей. В старинных изданиях русских сказок Колобок после встречи с лисой покатился дальше, к Солнцу. В традиционном варианте сказки можно увидеть предостережение детям об опасности непослушания старшим. Современная трактовка образа Колобка – оторванность от своих корней, от своей семьи и традиций всегда губительна.



Сказка «Репка» показывает невозможность решить трудную проблему в одиночестве (дед не смог вытащить репку), но возможности многократно возрастают, если в дело вступает вся семья (община): помощь даже маленькой мышки может помочь завершить дело. В сказке показана иерархия семьи (отсутствие родителей внучки объяснимо: они заняты на других работах): дед, бабка, внучка. В трудный момент необходимо отказаться от вражды, как это сделали Жучка и кошка, кошка и мышка.

Некоторые загадки сказок ставят в тупик. Например, в сказке «Курочка-ряба»: почему дед и баба плачут, когда мышка разбила яйцо, ведь они сами пытались разбить его? И почему они радуются обещанию курочки снести «простое, не золотое» яичко? Многие исследователи сводят смысл сказки к отношению древнерусских людей к золоту, которое находится в подземном мире и его появление не сулит ничего хорошего. Недобрым знаком дед и баба посчитали и появление мышки, живущей под землёй.

Известный историк Н.М. Карамзин (1766-1826) полагал, что славяне не считали золото и драгоценности чем-то значимым – они ими не пользовались, а, завладев ими в военных походах, просто закапывали их. Поэтому простое яйцо дороже золотого. Еще одно объяснение гласит: золотое яичко в сказке символизирует богатство, стремление к которому является делом напрасным (яичко разбилось), надо стремиться к простым вечным ценностям.

Сказки бессмертны, они вне времени и вне границ. Учёные считают, что сказки дают нам определённый код, передаваемый из поколения в поколение. Этот код помогает человечеству выжить: мудрость предшествующих поколений накапливается и хранится в человеческом мозгу, позволяя приспосабливаться к окружающему миру. Зафиксированный в настоящее время факт уменьшения числа детей, знакомых с русским сказками, вызывает опасение за будущее.



Рекомендуемые статьи

Игрушки Древней Руси

Игрушки Древней Руси

Игрушки в Древней Руси изготавливали из дерева, кожи, кости, глины. Как правило, они были самодельными: их делали сами дети или их родители. Игрушки, изготовлен..

Исторические знания в Древней Руси

Исторические знания в Древней Руси

Современному человеку получить знания по истории просто: в его распоряжении огромное количество источников – книги, интернет, средства массовой информации, музе..

Гусли на Руси

Гусли на Руси

Гусли – один из самых завораживающих традиционных русских музыкальных инструментов – считаются неотъемлемой частью русской культуры. Игра на гуслях мгновенно пе..

Образование в Древней Руси

Образование в Древней Руси

Уверенное и стабильное развитие древнерусского государства в IX-XIII веках, его появление на международной арене и установление связей с другими государствами с..

Древнерусский алфавит

Древнерусский алфавит

Слово «алфавит» родом из Древней Греции: греки дали каждой своей букве имена и выстроили их в определённом порядке; первыми шли буквы «альфа» и «бета», от котор..

Мифология Древней Руси

Мифология Древней Руси

Наука о мифах (мифология) представляет мифы как наследие древнейших знаний и как систему повествований, имеющих священное значение. Тематика мифов (греческое сл..

Древнерусские пословицы и загадки

Древнерусские пословицы и загадки

Пословицы или краткие изречения с законченной мыслью первоначально были важной частью рассказа, песни или сказки; предназначение пословиц – передать суть и мора..

Былины Древней Руси. Часть 1. Киевский цикл

Былины Древней Руси. Часть 1. Киевский цикл

Былины или народный эпос в стихотворной песенной форме появились на Руси в X-XI веках в период становления и расцвета Киевского государства. В ранние времена бы..

Былины Древней Руси. Часть 2. Новгородский цикл

Былины Древней Руси. Часть 2. Новгородский цикл

Своеобразие новгородских былин выделило их в отдельный вид народных песенных сказаний, отличающихся своими сюжетами и главными действующими лицами. События в бы..

Мифы древних славян: сюжеты, боги, герои

Мифы древних славян: сюжеты, боги, герои

Значение древнеславянских мифов велико: они дают представление об окружающем мире древних жителей, об их верованиях и обычаях. Мифы погружают нас в фантастическ..