Трёхстворчатый складень из медного сплава «Никола Можайский. Избранные праздники» изображает святителя Николая Чудотворца и сцены Двунадесятых праздников. Образ Николы Можайского сложился благодаря чудесному происшествию, по преданию имевшему место в 14 веке, когда во время вражеской осады Можайска защитники города увидели святителя Николая, парящего в небе с обнажённым мечом в правой руке. На открытой вверх ладони святого подвижника изумлённые горожане увидели маленький каменный храм, окружённый крепостной стеной. Оказалось, что образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, видели не только защитники города, но и нападавшие, которые в страхе бежали. С тех пор святитель Николай считается защитником города «Можая», а образ Николы Можайского прочно вошёл в русскую средневековую иконографию, оставаясь популярным и поныне.
В память о чудесном избавлении города от захватчиков благодарные жители Можайска вырезали деревянный образ угодника, перед которым впоследствии по молитвам верующих не раз даровалось избавление от недугов и творились чудеса.
Необходимо заметить, что меч Николая Чудотворца – это не только оружие, приносящее смерть врагам, но также и меч духовный, которым апостол Павел называл «Слово Божие». Символический духовный клинок рассекает грехи, избавляет от душевных и телесных напастей.
Иконография извода «Николай Можайский» в различных вариациях весьма популярна в русском литье икон, тогда как живописные образцы святого в такой иконографической форме встречаются значительно реже. По-видимому, это связано с тем, что образ святого Николая с мечом и храмом в меднолите выглядит намного нагляднее и живее именно благодаря рельефному изображению.
Фигура Николая на данном экспонате изображена на фоне крепостной стены, которая проходит по всей средней части складня на уровне колен святителя. Над фигурой святого Николая Чудотворца в килевидном навершии расположен простирающий руки Спаситель, чуть ниже – медальоны с образами Иисуса Христа и Божьей Матери.
Левая и правая створка триптиха также имеют килевидные навершия, створки содержат сюжеты Двунадесятых праздников: Вход Господень в Иерусалим, Сретение Господне, Преображение Господне, Покров Пресвятой Богородицы. Левая и правая створки в закрытом состоянии образуют сцену Благовещение Пресвятой Богородицы (на левой створке расположено изображение Архангела Гавриила, на правой – Девы Марии).
Все три латунных плитки монолитного складня по контуру украшены узором из треугольников, а центральная часть с изображением святителя содержит растительные узоры.
Данный предмет медного литья является нечастым экземпляром и находится в хорошем состоянии: лики святых, одежда, элементы декора слегка потёрты, но хорошо различимы. Элементы петель экспоната прочны и находятся в исправном состоянии. Средник складня имеет небольшие коррозийные отверстия над головой и по фигуре святого. Складень покрыт сине-белой эмалью с чередующимися по цвету элементами, степень сохранения эмали на изделии крайне высока и составляет 95%.