Металлический складень из медного сплава «Никола Можайский. Никейское чудо» содержит ростовую фигуру Николая Чудотворца с мечом и храмом в руках. Створки триптиха украшены 4-мя сценами из евангелических повествований. Средний фрагмент экспоната украшен массивным навершием.
Согласно средневековым русским источникам, святитель Николай помог отбить нападение на город Можайск иноплеменных войск, явив себя над городом и обеспечив вдохновение защитникам города. Нападавшие же напротив устрашились величественного образа Николая, откликнувшегося на горячие молитвы жителей о помощи, и в страхе бежали. С тех пор образ Николы Можайского стал горячо любим не только можайцами, но и всеми православными христианами Руси.
В 4 веке Николай, епископ Мир Ликийских, принял участие в первом Вселенском соборе, состоявшемся в городе Никее. В ходе собора было отвергнуто учение Ария и утверждён текст основной православной молитвы – Символа веры.
Во время Собора речи сторонников Ария были так убедительны, а их риторика настолько мастерской, что в какой-то момент епископ Николай, не сдержавшись, дал пощёчину Арию. Сбор из 318 епископов был возмущён этим неподобающим поступком Николая и решил поставить вопросы о запрещении его в служении. В ночь после происшествия и случилось «никейское чудо»: несколько членов Собора увидели во сне Иисуса Христа и Божью Матерь, при этом Христос держал в руках Евангелие, а Богородица – омофор епископа. На следующий день поражённые архиереи рассказали другим участникам Собора о видении, после чего было решено, что поступок святителя Николая произошёл по воле Божьей и епископа Мир Ликийских Николая восстановили в правах.
Именно поэтому на многих изводах медных и живописных икон и складней, изображающих святителя Николая Мирликийского, лик святого подвижника размещён между образами Христа и Богородицы, которые символично протягивают ему Книгу Нового Завета и омофор, являющийся архиерейским богослужебным символом.
Центральная часть рассматриваемого экземпляра складня также содержит образы Христа и Божьей Матери с Евангелием и омофором, а омофор, в которой облачён сам Николай, развивается за спиной святителя как плащ, добавляя его фигуре величавости и устрашающей торжественности. Такой образ не случаен: он олицетворяет непримиримость ко греху, ереси и ко врагам православных христиан.
Примечательно навершие данного экспоната, которое представляет собой двухуровневую композицию: наверху – образ «Спаса Нерукотворного», снизу – Святая Троица в образе трёх ангелов, по бокам навершия – изображения херувимов. Такая комбинация иконографических сюжетов представляет Бога в трёх ипостасях и ангельское воинство, служащее ему.
Херувимы, размещаемые на штифтах в навершиях меднолитной пластики, отливались с человеческими лицами, нимбами и шестью ангельскими крыльями. Херувимы являются небесными посланцами Бога, прославляющими непостижимую мудрость Господню.
На створках рассматриваемого экспоната русской старины размещены сюжеты Двунадесятых праздников: Вход Господень в Иерусалим, Сретение Господне, Преображение Господне, Покров Пресвятой Богородицы. Средник складня украшен незамысловатым узором из треугольников.
Данный меднолитный складень является весьма редким коллекционным экземпляром, который находится в нормальном состоянии: хотя сохранность элементов иконы достаточно высока, однако лики Николая и других участников композиции слегка стёрты, а правая створка предмета претерпела реставрацию (пайку). Поверхность литья имеет области красноватого отлива с повышенным содержанием меди. Визуально заметные очаги коррозии на изделии отсутствуют.