Миниатюрный складень «Богоматерь Знамение и Троица Ветхозаветная» – артефакт 19 века, состоящий из 2-х створок (диптих). Рассматриваемый предмет выполнял функцию путного нательного образка, несущего охранительную функцию, в то же время он мог использоваться для молитвы в дороге.
Иконография предмета соответствует круглым древнерусским двухстворчатым панагиям (ок. 12 века), использовавшимся для переноски богородичного хлеба и других святынь.
Створки складня плотно смыкаются посредством штырька и петли, что делало его удобным резервуаром для хранения и переноски частиц христианских реликвий.
Описываемый образец, содержащий образ «Знамение» на правой створке и изображение «Троицы ветхозаветной» – на левой, называют «поморской панагией». Школа поморского медного литья, зародившаяся на русском Севере, в своей технике и иконографии отразила идеологию одного из наиболее влиятельных течений старообрядчества – беспоповства.
Икона «Знамение» в старообрядческой среде является одним из наиболее почитаемых образов. Считается, что «Знамение» призывает к молитве: на поясном образе Богородица воздевает молитвенно руки, то же самое делает и младенец Иисус, помещённый в сферический медальон, символизирующий Славу Господа.
Ветхозаветная Троица – самое популярное на Руси изображение Святой Троицы, основой для иконографии которой является библейское предание о том, как Аврааму явились трое прекрасных юношей (Быт. 18:1-15), возвестивших рождение сына у Сарры. Наиболее лаконичное иконографическое решение – изображение трёх ангелов, восседающих за столом с тремя чашами под Мамврийским дубом (дерево сохранилось до сих пор, ему более 5 тыс. лет).
Композиции на обеих створках складня помещены в ребристые валики, образующие окружности, заполненные эмалями двух цветов: внутреннее пространство медальона украшено зеленоватой эмалью цвета морской волны, внешние контуры плакетки декорированы голубой эмалью.
Оборотная сторона диптиха – без эмалей, створка с Богоматерью Знамение содержит рельефное изображение Голгофского креста и сокращённые надписи под титлами: «Царь Славы», «Иисус Христос» и др. Оборотная сторона с Троицей – гладкая шлифованная.
Миниатюрный складень «Богоматерь Знамение и Троица Ветхозаветная» оценён как «коллекционный экземпляр» (пятая категория редкости): данная иконография диптиха встречается в каталогах и коллекциях достаточно часто, с другой стороны, сочетание и цвет эмалей рассматриваемого экспоната весьма редки.
Состояние артефакта почти идеальное: металл яркий, без потемнений и коррозии; рельеф не несёт на себе следов бытования; петли, штифт и замок складня в отличном состоянии; около 5% поверхности эмали имеет сколы и непролития.