Складень «Богоматерь Оранта и Ветхозаветная Троица» 5 эмалей – образец медной пластики начала – середины 19 века, обнаруженный в московском регионе. Изготовлен с использованием техник литья и эмалировки. Складень-диптих выполнял функцию миниатюрного дорожного иконостаса для молитвы в дороге.
Иконография предмета соответствует круглым древнерусским двухстворчатым панагиям (ок. 12 века), использовавшимся для переноски богородичного хлеба и других святынь.
Створки складня должны были плотно смыкаться посредством штырька и петли, что делало его удобным резервуаром для хранения и переноски частиц христианских реликвий.
Описываемый образец, содержащий образ «Знамение» на правой створке и изображение «Троицы ветхозаветной» – на левой, называют «поморской панагией». Школа поморского медного литья, зародившаяся на русском Севере, в своей технике и иконографии отразила идеологию одного из наиболее влиятельных течений старообрядчества – беспоповства.
Икона «Знамение» в старообрядческой среде является одним из наиболее почитаемых образов. Считается, что «Знамение» призывает к молитве: на поясном образе Богородица воздевает молитвенно руки, то же самое делает и Младенец Иисус, помещённый в сферический медальон, символизирующий Славу Господа.
Ветхозаветная Троица – самое популярное на Руси изображение Святой Троицы, основой для иконографии которой является библейское предание о том, как Аврааму явились трое прекрасных юношей (Быт. 18:1-15), возвестивших рождение сына у Сарры. Наиболее лаконичное иконографическое решение – изображение трёх ангелов, восседающих за столом с тремя чашами под Мамврийским дубом (дерево сохранилось до сих пор, ему более 5 тыс. лет).
Композиции на обеих створках складня помещены в ребристые валики, образующие окружности. Левая створка с Троицей украшена одноцветной голубой эмалью, правая створка декорирована сочетанием четырёх эмалей: зелёно-голубой, белой, зелёной, иссиня-чёрной.
Створка с Богоматерью Знамение с оборотной стороны украшена четырьмя эмалями и содержит изображение Голгофского креста и сокращённые надписи под титлами: «Царь Славы», «Иисус Христос» и др.
Складень «Богоматерь Оранта и Ветхозаветная Троица» 5 эмалей – редкий коллекционный экземпляр (седьмая категория редкости): данная иконография диптиха встречается в каталогах и коллекциях нередко, но сочетание эмалей имеет разную степень частоты.
Состояние артефакта очень хорошее: створки диптиха имеют многочисленные потёртости и потемнения; замок исправен; петли несколько изодраны и деформированы; эмали на внутренних сторонах створок сохранены на 95%; рельеф артефакта на внутренних створках почти в идеальном состоянии. Рельеф внешней стороны в удовлетворительном состоянии, эмали сохранены на 90%.