Складень «Деисус и избранные святые» в сине-белой эмали – меднолитный триптих середины-конца 19 века с большим деисусным чином, изготовленный с использованием техники литья и эмалировки.
Средник складня содержит малый деисусный чин с центральным образом Господа Вседержителя, восседающего на троне. Иисус Христос держит в руках раскрытый том Евангелия, благословляя смотрящих. Божья Матерь и Иоанн Предтеча стоят слева и справа от трона, склонив головы в почтительной позе, выражая жестами стремление к молитвенному заступничеству за человеческий род. Средник, на котором расположен малый деисус, залит фрагментами голубой и белой эмали, в совокупности образующей сдержанную цветовую палитру, символизирующую святость (белый цвет) и небесную сущность персонажей (голубой).
Как и средник, левая и правая створка складня лишены каких-либо узоров кроме нескольких полукругов и ромбов, также в качестве деталей композиции присутствует позём (схематичная поверхность земли).
На левой створке триптиха располагаются ростовые фигуры, обращённые к сидящему на троне Христу: апостол Иоанна Богослов, Николай Чудотворец, митрополит Филипп. На правой – в тех же предстоящих позах – Ангел Хранитель с крестом в одной руке и опущенным мечом в другой, преподобные Зосима и Савватий Соловецкие (основатели Соловецкого монастыря). Таким образом, все перечисленные образы образуют большой деисусный чин.
На оборотной стороне титульной створки складня-триптиха расположено рельефное изображение Голгофского Креста в овальном медальоне. Медальон украшен по контуру прямоугольной рамкой и симметричным растительным узором, а также залит симметричными областями белой и голубой эмали.
Надписи под титлами представляют стандартный набор обозначений: ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы), IC ХС (Иисус Христос), СНЪ БЖIЙ (Сын Божий), K T (Копие, Трость), МЛРБ (Место Лобной Рай Бысть – Место лобное стало раем); ГА (Голова Адама).
Складень «Деисус и избранные святые» в сине-белой эмали – в таком изводе и с таким сочетанием эмалей – нечастый коллекционный экземпляр (шестая категория редкости). Такие складни периодически встречаются в больших и средних музейных и частных коллекциях, и при этом достаточно подробно описаны в специализированной литературе.
Состояние экспоната нормальное: латунь яркая, с фрагментами потемнений; геометрия складня и створок не нарушена; штифты складня латунные крепкие, левый штифт слегка деформирован, петли с левой стороны существенно повреждены, при этом створка закрывается должным образом, но люфтит; внутренний рельеф створок в хорошем состоянии, рельеф оборотной титульной створки – в хорошем; эмаль внутренней области предмета сохранилась на 90%.