Складни с Божьей Матерью

Складни с Богоматерью – в православном христианстве двухстворчатые или трехстворчатые иконы, с образом Богородицы, сюжетами её жития и чудес, связанных с Божьей Матерью, а также с предстоящими святыми. С древних времён мастера изготавливали складни с Богоматерью из медных сплавов. До наших дней дошло немало артефактов с разнообразными ликами и иконографией, среди которых особенно популярными являются: складни Богоматерь Владимирская, Смоленская, Казанская; складень Богоматерь всех скорбящих радость, Знамение.

Дорожный складень-диптих «Богоматерь Оранта и Ветхозаветная Троица» Дорожный складень-диптих «Богоматерь Оранта и Ветхозаветная Троица», pic. 1

Дорожный складень-диптих «Богоматерь Оранта и Ветхозаветная Троица»

Дорожный складень-диптих «Богоматерь Оранта и Ветх..

Малый складень «Богоматерь Смоленская» Малый складень «Богоматерь Смоленская», pic. 1

Малый складень «Богоматерь Смоленская»

Малый складень «Богоматерь Смоленская» – меднолитн..

Миниатюрный складень «Богоматерь Знамение и Троица Ветхозаветная» Миниатюрный складень «Богоматерь Знамение и Троица Ветхозаветная», pic. 1

Миниатюрный складень «Богоматерь Знамение и Троица Ветхозаветная»

Миниатюрный складень «Богоматерь Знамение и Троица..

Позолоченная створка панагии «Богоматерь Знамение (Оранта)» Позолоченная створка панагии «Богоматерь Знамение (Оранта)», pic. 1

Позолоченная створка панагии «Богоматерь Знамение (Оранта)»

Позолоченная створка панагии «Богоматерь Знамение ..

Складень «Богородица всех скорбящих радость» три эмали Складень «Богородица всех скорбящих радость» три эмали, pic. 1

Складень «Богородица всех скорбящих радость» три эмали

Складень «Богородица всех скорбящих радость» три э..

Солдатский складень «Смоленская икона Божьей Матери и Николай Угодник» Солдатский складень «Смоленская икона Божьей Матери и Николай Угодник», pic. 1

Солдатский складень «Смоленская икона Божьей Матери и Николай Угодник»

Солдатский складень «Смоленская икона Божьей Матер..

Показано с 1 по 6 из 6 (всего страниц: 1)

Медный складень – одна из разновидностей икон. Меднолитные иконы с Иисусом Христом, святыми и Божьей Матерью отливались на Руси мастерами-медниками со времён раннего Средневековья (11 век).

Основное преимущество металлического религиозного предмета – его долговечность и износостойкость. Именно прочность меднолитных складней позволила этим предметам сохраниться до наших дней и поражать нас удивительными формами, цветами и техникой изготовления.

Сравнительная простота и серийность производства меднолитных складней, возможность тиражирования лучших образцов для отливки, способствовали тому, что эти металлические диптихи и триптихи в течение более 10 столетий были и остаются уникальными символами русской христианской традиции.

Расплавленный металл разливался по формам, которые делали из глины и других термостойких и пластичных материалов. Эта технология применялась для выплавки металлов с бронзового века.

Сплав из меди разбавлялся легирующими добавками, которые добавляли предметам антикоррозийность и прочность, а также обеспечивали цветовые вариации предметов: от желтоватого (латунного) до красновато-коричневого (бронзового).

Меднолитные складни сами по себе представляли собой замечательные по своей красоте предметы и без дополнительных покрытий, но наивысшей художественной ценностью обладают артефакты, украшенные с помощью разнообразных ювелирных техник: монохромной и полихромной эмалировки, золочения, чернения и т. д.

Иконография и техника изготовления медных складней развивались постепенно, начиная с раннехристианского периода. Церковный раскол, произошедший в результате реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, привёл к возникновению старообрядчества. Старообрядцы, которые подверглись преследованиям и гонениям, на несколько веков стали основными хранителями и продолжателями традиций русского медного религиозного литья.

Раскольники (их тогда называли именно так, лишь потом официальная позиция стала смягчаться) с конца 17 века создавали медницы в пустынных районах дальних губерний севера, Урала, Сибири.

Эти литейные мастерские производили искусные медные складни, кресты и иконы, декорированные многоцветными эмалями и представляющими большой интерес не только для староверов, но и христиан официальной церкви.