Старинные медные иконы. Виды икон
Долгое время меднолитые иконы не получали должного внимания со стороны исследователей: небольшие по размеру иконы из меди считались предметами личного благочестия, которые использовались верующими только как образ, предназначенный для моления. По мнению специалистов, при таком восприятии нарушалась молитвенная связь человека через образ на иконе с невидимым Первообразом, и медная икона не имела нужного почитания. Коллекционеров не увлекали медные иконы по причине их массового тиражирования. В настоящее время, когда наблюдается взлёт исследовательского и любительского интереса к медной иконе, значимость данного типа иконы как религиозного символа и предмета искусства оценивается высоко.
Меднолитые иконы
Быстрое распространение христианства на Руси требовало изготовления большого количества религиозных атрибутов, в том числе, икон. Наладить их массовое производство было возможным при выпуске небольших по размеру изделий и при применении дешёвого металла, каким была медь. Помимо этого, медь, согласно библейским преданиям, наделялась и магическими свойствами.
В Древней Руси небольшие по размеру медные иконы врезали в навершие дверей, помещали на божницы или на кресты, носились как нагрудные и путевые иконы. О распространении на Руси центров по производству меднолитых икон свидетельствует появление на иконах изображений святых, особо почитаемых на местах и имевших местные характерные черты.
Оригинальной иконой являлся змеевик – такой термин в XIX веке был дан нагрудным иконам – амулетам: на одной стороне змеевика изображались христианские символы или библейские персонажи, а на другой – святой образ в окружении перешедших из языческих верований изображений змей или демонических змееподобных фигур. Такая икона, например, была найдена на Куликовом поле, о чём научному сообществу сообщил русский историк и археолог-любитель С. Д. Нечаев (1792-1860). Находка свидетельствовала о том, что такие иконы передавались по наследству как семейные реликвии.
В средневековой Руси самыми известными центрами, занимавшихся литьём медных икон, были мастерские Новгородской, Тверской и Московской земель. Литьё производилось в формах, моделью для которых служили древнерусские иконы; с XVII века фон медных икон стали покрывать эмалью.
В XVIII веке по меднолитейному производству икон был нанесён удар: согласно указам Священного Синода 1722 года и Петра Великого 1723 года было запрещено использовать медь для литья икон – медь нужна была для промышленного развития России. Запрет действовал 150 лет. Производство медных икон сосредоточилось в старообрядческих мастерских, появившихся после церковного раскола XVII века. Старообрядческое медеплавильное дело стало новым направлением в искусстве изготовления икон; наибольшее количество медных икон в России было произведено в XVIII-XIX веках в старообрядческих литейных мастерских.
Типология меднолитых икон
Единая искусствоведческая классификация православных икон из меди не разработана и ещё ждёт своего дальнейшего исследования. Меднолитые иконы обычно делят на группы по времени и месту их происхождения, по форме, по размерам и по тематике изображений; отдельно выделяют старообрядческие медные иконы.
Старинные мастера придавали меднолитым иконам разнообразные формы. Чаще всего встречаются иконы прямоугольной формы с острыми или закруглёнными краями; в меньших масштабах производились иконы многоугольной, фигурной или круглой форм. Например, новгородские иконы XV-XVI веков отличались форматом, приближающимся к квадрату. Многие иконы в оглавии имели петельку, через которую продевали цепочку или шнурок для подвешивания иконы.
По конструкции иконы были односторонними и двусторонними; среди последних встречались двухстворчатые иконы.
По размерам иконы из меди подразделялись на четыре категории: полувершковые, вершковые, двух- и трёхвершковые (1 вершок равен 4,445 сантиметра).
Сюжеты изображений на литых иконах были разнообразными; самыми распространёнными были иконы с Божьей матерью и с Иисусом Христом. На иконы помещались изображения Распятия, святых и сцены моления; евангельские сюжеты преобладали над библейскими. К числу наиболее почитаемых святых, чьи образы многократно повторялись в медном литье, в особенности, на змеевиках, были «демоноборцы», способные защитить человека от злых сил, например, Никита-бесогон, или Георгий-змееборец. Местные традиции накладывали свой отпечаток на выбор святого; так, в Новгороде предпочитали образы Феодора Стратилата, поражающего змея, а также Николы и Власия, Козьмы и Дамиана.
В каждом доме имелся образ Николая Чудотворца, защищавшего от «всяких бед и несчастий»; медный образок с Николаем Чудотворцем, спасавшего «на водах» имели при себе русские моряки. Образ святого Николая запечатлён на арочной нательной иконе, изготовленной в Поморье в XVIII веке. Небольшие медные образки с Параскевой Пятницей помогали обретению домашнего благополучия.
Отдельным сюжетом было изображение на иконе великомучеников: к ним относились образы мучеников Уара, Антипа, Бориса и Глеба и многих других.
Праздничные иконы включали сюжеты православных праздников: Воскресения Христова, Вознесения Христова, Покрова Богородицы и многих других.
Многие иконы из меди хорошо сохранились, но на некоторых из них изображения повреждены – в старину медные иконы, в знак почтения к образу и для придания былого блеска изделию, часто натирали мелом или кирпичом, этим действием деформируя рельеф изображения.
Старообрядческие иконы
После раскола русской православной церкви в 1666-1667 годах часть православных верующих, которая не приняла реформы патриарха Никона, отошла от официальной церкви – они получили название старообрядцев. Старообрядцы предпочли следовать старым церковным традициям, для чего им пришлось переселиться в глухие места, где они свободно могли исповедовать свои взгляды. Перевозка на новые места больших икон, написанных на досках и холсте, могла привести к их повреждению, поэтому старообрядческие общины предпочли на местах наладить производство небольших по размеру меднолитых икон. В качестве образца для литья брались, в основном, модели икон XVI-XVII веков; каждая отдельная икона могла послужить матрицей для последующего изготовления. Особое отношение старообрядцев к медной иконе было основано на том, что меднолитые иконы прошли «очищение огнём», были «не творенными никонианами» и являлись «вековечными». Для молитвы старообрядцы использовали свой медный образок, который всегда носили с собой; они не крестились и не молились перед чужими иконами.
Несмотря на правительственные запреты, центры старообрядческого медного литья имели широкую географию распространения: от реки Выг (Карелия), где вокруг Выгорецкого монастыря появилось много старообрядческих поселений, до Алтая и Сибири, где также сформировались общины старообрядцев. Из этих центров старообрядческая меднолитая икона расходилась по всей стране.
Продукция старообрядческих мастеров продавалась на ярмарках; особенно большое количество медных икон появилось в свободной продаже после реформ конца XVIII- начала XIX века, предоставившие старообрядцам некоторые гражданские права.
Массовое изготовление медных икон имело и свои отрицательные стороны: при тиражировании качество многих из них ухудшилось. Правительство не рискнуло прекратить их выпуск, напротив, изготовление медных образков по прежним моделям было налажено на государственных предприятиях. Ужесточение политики Николая I в середине XIX века по отношению к производству старообрядческой медной продукции, когда многие центры её изготовления были закрыты, не смогло полностью воспрепятствовать её распространению.
Сюжеты старообрядческих медных икон исключали использование дохристианских символов (лунниц, солярных знаков); не изготавливались и иконы-змеевики. На иконе полагалось изображать старый символ обряда – двуперстие; мастера икон, допустившие отступление от этого канона, подвергались проклятию. Вариант символики евангелистов на старообрядческих иконах соответствовал древнему указанию, отмеченному в Откровении Иоанна Богослова: при Марке изображался орёл, при Иоанне – лев. Это отличалось от официальной православной символики: в XVII веке под влиянием западноевропейского искусства символизм Марка стал изображать лев, Иоанна – орёл. Символы Луки (телец) и Матфея (человек или ангел) в старой и в пореформенной церкви совпадали. Изображения на иконах украшались замысловатым растительным орнаментом и разноцветной «финифтью» – эмалями.
Образцом медной пластики, получившей распространение в XVIII веке, являлись изготовляемые в Выговском старообрядческом общежительстве поморские изделия, отличающиеся чистотой литья, тонкостью исполнения, разнообразием сюжетов. На ярмарках продавались также изделия загарского, гуслицкого (Подмосковье) и погостского медного литья (Владимирская область). Не все они отличались высоким качеством: низкое качество литья и плохая обработка поверхности напильником были отмечены у некоторых изделий загарского литья. Различия в качестве сказывались при продаже: иконы загарского или гуслицкого литья продавались на вес пудами, в то время как поморские и московские изделия – поштучно. С другой стороны, загарский мастер Иван Тарасов был удостоен награды на выставке 1882 года за «медные образа очень чистой работы».
Московские литейные мастерские Преображенской Федосеевской общины
В становлении и развитии старообрядческой общины федосеевского толка на Преображенском кладбище Москвы принимали участие многие хорошо известные в московском обществе члены общины, в частности, купец Ф.А. Гучков. С помощью общины на территории Лефортовской части Москвы были построены меднолитейные мастерские, следовавшие традициям поморской медной пластики и поддерживающие постоянные связи с выговскими мастерами. Изделия Преображенской общины отличались своими особенностями: они имели больший вес, усиленную декоративность, использовали многоцветные эмали и выделялись наличием монограмм мастеров.
В XIX веке московские литейные мастерские федосеевского согласия занимали ведущее место в России по ассортименту, объёму и качеству выпускаемых изделий из меди. Среди них есть хорошо известные, например, многочисленные одновершковые иконы с монограммой мастера Родиона Семёновича Хрусталёва, подписывающего свои изделия буквами М.Р.С.Х. или Р.Х, Р.С.
В преображенской мастерской мастером Иваном Тимофеевым был создан яркий образ Богоматери Казанской на двухвершковой иконе, украшенной разноцветными эмалями – модель иконы была повторена в многочисленных отливках конца XIX – начала XX века. Опыт московского искусства изготовления медных икон был использован в России повсюду.
Специалисты XIX века отмечали, что благодаря староверам, которые бережно хранили древние традиции, сохранили древнерусские православные символы и способствовали распространению меднолитых икон, многие старинные иконы дошли до новых времён. Современные медные иконы изготавливаются, с благословения Церкви, по образцам старообрядческой медной пластики.