Старинный мужской серебряный крестик «Голгофский с молитвой» – предмет личного благочестия конца 19 – начала 20века, изготовленный методом литья из серебра неизвестным мастером и обнаруженный в Калужской области.
Четырёхконечные нательные кресты с прямыми лопастями вошли в обиход православных христиан Российской империи с 18 века, вплоть до 20 века их стилистика не претерпела существенных изменений. Такие кресты называют «казачьими» или «мужскими», они отличаются от типовых «женских крестов» (крестов-листиков) незакруглёнными гранями лопастей и прямыми линиями контура изделия.
Среди крестьянского сословия и горожан-выходцев из деревни такой тип крестов является самым популярным в обозначенный период (18-20вв.). Размеры артефактов данного вида обычно колеблются от 3,5 до 6 см. Обычно материал изготовления – недорогой медный сплав с высоким содержание меди (не латунь). Иногда такие нательные кресты покрывались одноцветной эмалью чаще голубого или белого цвета. Данный экземпляр представляет собой более дорогую версию – из серебра.
Оглавие прямоугольных «мужских» нательных крестиков изготовлялось двух типов: в виде бусины, либо в виде плоского ушка.
Рассматриваемый экспонат каталога – Мужской прямоугольный нательный крестик «Крестьянский» – имеет оглавие первого типа: в виде бусины с трёхуровневым завершением, символизирующим Святую Троицу.
Лицевая сторона изделия содержит рельефный Голгофский крест с посохом справа и копьём слева. Медальон крестика окружён высоким бортиком, защищающим рельеф предмета.
В верхнем и боковых медальонах размещены монограммы под титлами:
- ЦС = Царь Славы (вверху)
- IC ХС СНЪ БЖЙ = Иисус Христос Сын Божий (слева и справа).
Внизу арочное изображение горы Голгофы с черепом Адама.
Всё внутреннее пространство тыльной стороны украшено строками Молитвы Кресту. Буквы скомпонованы в виде широкого четырёхконечного креста и образуют слова: «Да Воскреснетъ Богъ и Разыдутся Врази Его и Да Бежатъ От Лица Его Ненавидящiе Его». Это старообрядческий вариант молитвы, использовавшийся до реформ патриарха Никона (1666г.). В современном православном варианте Молитвы слово «Разыдутся» заменено словом «Расточатся».
Старообрядческий вариант молитвы совершенно не означает, что хозяин тельника был старообрядцем, напротив, многие тельники производились мастерами-старообрядцами (или по формам старообрядцев), а, учитывая высокое качество и массовость таких изделий, они имели широкое распространение среди православного населения, приверженного официальной религии.
На ушке артефакта расположено 2 клейма: клеймо 84-ой золотниковой пробы (аналог 875-ой пробы метрической) и клеймо мастера. Оба клейма неразборчивы, ибо большая часть рельефа не поместилась на плоскость проушины.
Старинный мужской серебряный крестик «Голгофский с молитвой» – нечастый экземпляр (четвертая категория редкости). Аналогичные предметы массово выпускались на территории Российской империи в медном варианте, серебряные тельники встречаются значительно реже.
Состояние предмета отличное: плоскость и геометрия креста не нарушены (однако наблюдается небольшой отклонение проушины по плоскости); рельеф лицевой и оборотной сторон в отличном состоянии, металл яркий, проушина в исправном состоянии.