Стеклянные браслеты Древней Руси


Этимологические корни слова «браслет» восходят к французскому bracelet. В начале XVII века это слово подразумевало ряд значений и переводилось с французского как «зарукавье». Согласно словарю Даля, зарукавьем называли вышитое по рукаву украшение одежды; повязку, носимую на запястье; и сам браслет. В зависимости от местного говора, в разных регионах браслеты носили название наручей, поручьев, запястей и обручей.

Браслеты являлись неотъемлемой частью костюма горожанина того времени и традиционно изготавливались из железа или стекла. Примечательно, что стеклянные браслеты являются довольно частой находкой при археологических раскопках городского культурного слоя средневековой Руси. Исследователи подсчитали, что на территории 100 квадратных метров может быть обнаружено около 200 обломков (осколков) стеклянных браслетов.

Однако исключения из этого правила встречаются довольно часто. К примеру, на территории Пскова исследователи обнаружили менее 100 обломков на территории 1 500 квадратных метров. В то же время, в культурном слое города Серенска на площади 40 квадратных метров было найдено более 5 000 обломков, а в Изяславле было обнаружено 11 000 осколков разноцветных стеклянных браслетов.

Древние стеклянные браслеты: до и после монгольского нашествия

Самые древние найденные осколки стеклянных браслетов датированы второй половиной Х века. Изначально считалось, что украшение стеклянными браслетами характеризует горожан XI-XIII веков, так называемого домонгольского периода. Более поздние исследования показали, что стеклянные браслеты, как неотъемлемая часть городской культуры, присутствовала и после монгольского нашествия. Первые свидетельства устойчивого бытования браслетов из стекла послемонгольского времени были найдены в Новгороде и датировались XIV веком. Последовавшие за этим находки подобных осколков в ряде других городов показали, что подобная практика не была исключительно новгородским явлением.



В одном исследователи сходятся единогласно: подавляющая часть браслетов того времени была изготовлена в древнерусских мастерских. Оставшаяся «привозная» часть была доставлена из Византии. Характерной чертой византийских украшений является полукруглый профиль, выразительный синий цвет, а также роспись золотом и эмалями.

Благодаря многочисленным находкам целых браслетов в ряде курганов в Киеве, Подмосковье и на территории мерянских племен, учёным удалось с точностью восстановить процесс их изготовления. Без этих находок, лишь по осколкам, было бы невозможно установить место и время изготовления браслетов.

За основу большинства браслетов брали отрезок стержня, вытянутого из раскалённой стеклянной массы. Затем его обрезали и закрепляли концы. Шов, образовавшийся на месте крепления, зачастую украшали различными орнаментами.



Традиционной формой древнерусского браслета является практически правильный круг диаметром 3-8 сантиметров. Византийские образцы отличаются более крупным диаметром — 8-9 сантиметров.

В качестве профиля использовали круг или «розетку» разного диаметра, форму квадрата, прямоугольника или треугольника, а также узор из нескольких пересечённых кругов. Как правило, профилю придавали правильную геометрическую форму. По типу сечения профиля различают круглые, полукруглые, витые, крученые, гладкие, треугольные, плоские и плосковыпуклые браслеты.

Техника изготовления стеклянных браслетов и состав стекла

Изготовление круглопрофильных браслетов не требовало использования дополнительных инструментов, всё зависело только от формы, сквозь которую вытягивали массу из стекловаренного горшка. Дополнительные формирующие приспособления требовались при изготовлении прямоугольных, квадратных, треугольных, плоских и плосковыпуклых профилей.

К примеру, при изготовлении полукруглого профиля, византийские мастера выкладывали раскалённый круглый стержень на плоскую поверхность, а потом, при помощи других приспособлений придавали ему более сложный характер. Затем, по ещё горячему профилю, цветными эмалями и золотом наносили орнамент. Византийские мастера славились мастерством и богатством декоративных техник. Они составляли целые композиции из прямых и волнистых линий, фестонов, восьмёрок, завитков, веток и фигурок зверей и птиц. В конце профиль вновь нагревали и закрепляли концы, завершая изготовление браслета.



Киевские мастера, при изготовлении треугольных и плосковыпуклых браслетов, пользовались техникой навивки стеклянной нити вокруг цилиндра, диаметром со среднюю толщину руки. Подобные браслеты отличаются отсутствием видимого места скрепления концов и по технологии изготовления подобны бусам, о чём также говорит ассиметричность полукруга, следы навивки и, в некоторых случаях, следы среза на концах ленты. Треугольные и плосковыпуклые браслеты украшались декоративными элементами в виде накладных нитей.

Основной состав исследованной стеклянной массы из которой изготавливались браслеты состоит из калиево-свинцово-кремнеземного стекла и соответствует составу лучшего современного хрусталя. Из такого материала, начиная с XII века, делали браслеты новгородские, киевские и рязанские мастера, а в городе Серенск, начиная с XIII века. В принципе, из подобного стекла изготовлено подавляющие количество браслетов, датированных периодом Древней Руси. Исключение составляет ряд городов (Смоленск, Полоцк, Воищина и Новгород), в которых древнерусские мастера пользовались свинцово-кремнеземной стеклянной массой.

Стоит добавить, что по составу стекла можно с точностью установить где были изготовлены браслеты, поскольку его основа незначительно, но отличалась в зависимости от города. К примеру, в Новгороде в стеклянную массу добавляли окись сурьмы, в полоцких браслетах обнаружили примесь щелочных земель, в Смоленске мастера добавляли серебро и олово, а в ныне несуществующем городе Воищина — окись титана.

Формула византийских браслетов значительно отличался от стекла «русской школы». Состав византийской стеклянной массы восходит к раннесредневекой школе стекловарения, и потому в литературе его принято называть «античным». Византийцы использовали соду, золу пустынных растений, известь и песок. Схожий состав обнаружен в стекле, изготовленном греками, поселившимися в Киеве.

Форма браслетов русских мастеров не менялась в зависимости от города, чем они также отличаются от византийских.

Любопытно, что сходство цветовой гаммы, используемой в производстве браслетов новгородскими и полоцкими мастерами является случайным получением одинаковых результатов в разных условиях, в то время как киевские и рязанские мастера использовали одинаковые цвета из-за преемственности рязанской школы к киевской.

Анализируя обломки, датированные второй половиной XII века, исследователи отмечают увеличение количества браслетов, окрашенных в зеленый, бирюзовый и фиолетовый по сравнению с неокрашенными коричневыми и жёлтыми. Данное открытие говорит о стремительном развитии стеклоделия в обозначенный период. Характерным декором того времени также являлись спирали, прямые и волнистые линии, реже — пятна.

Распространение стеклянных браслетов на Руси

По типу распространения стеклянных браслетов исследователи делят города Руси на два типа.



Первый тип — производство и доставка браслетов из Киева. Характерным явлением для таких городов является отсутствие обломков браслетов в культурном городском слое XIII века, что связано с монголо-татарскими набегами. К городам такого типа относят также поселения, находящиеся в зоне киевского производства, но не подвергшиеся нападению — Туров, Пинск, Минск и Новогрудок. Данная теория подтверждается исследованием культурного городского слоя в поселениях с собственным производством и завозом из Киева (Новгород и Полоцк), где объём найденных обломков киевских браслетов в культурном слое того периода составляет менее 5%.

Те же Новгород и Полоцк являются яркими представителями поселений второго типа — города с собственным браслетным производством. К этому типу причисляют города, где в позднейших слоях почвы найдено около трети всех обнаруженных археологами браслетов.

Несмотря на подобное разделение городов по типам производства, учёные утверждают, что для точных выводов необходимо всегда учитывать химический состав и цветовую гамму найденных осколков. Поскольку возможен и третий вариант, ярким примером которого является Москва, где практически треть всех найденных браслетов была доставлена из Смоленска. Подобная практика характерна для северо-западных территорий Древней Руси, где одновременно существовало три мощных производственных центра.

Если подсчитать количество всех произведенных браслетов по пластам исследованной почвы, то можно достаточно точно определить слои первой половины XIII века. В данном культурном слое было обнаружено от половины до 2/3 общего объёма найденных осколков.

По оценкам исследователей, общий объём киевского производства составляет две трети, местное производство занимает около трети. Объём византийских браслетов оценивают в 1,5%. Однако благодаря богатству декора, выразительности форм и яркому цвету, византийские браслеты сразу заметны среди древнерусских аналогов.

Стеклянные браслеты вытеснили металлические браслеты

Началом производства стеклянных браслетов на территории Древней Руси считается начало XI века. Любопытно, что древнерусские мастера стекольного дела уже в начале Х века владели всеми необходимыми техниками для изготовления стеклянных браслетов, однако, спрос на них среди населения отсутствовал.

Исследователи полагают, что производство стеклянных браслетов на Руси началось независимо от внешних обстоятельств и было обусловлено исключительно возникшей модой на браслеты. В пользу этой теории говорит тот факт, что потребность в производстве стеклянных браслетов возникла во время роста спроса на металлические браслеты — начало XII века. Более того, к середине XII века, как только стеклянные браслеты получили повсеместное распространение, спрос на металлические браслеты напротив стал резко падать. Конечно же, решающим фактором стала лёгкость носки стеклянных браслетов, в сравнении с металлическими, а также их более богатая цветовая палитра.