Тмутаракань: загадки и мнения
Факт существования средневековой Тмутаракани подтверждён специалистами, но её история по сей день вызывает много споров, начиная с вопроса о толковании названия и заканчивая причинами её исчезновения. Что достоверно известно о Тмутаракани и что остаётся неясным?
Происхождение названия
Непривычное для русского произношения и слуха слово «Тмутаракань» согласно толковым словарям имеет два значения и два написания. В разговорном языке слово «тмутаракань» или «тьмутаракань» используется как фразеологизм для подчёркивания отдалённости местности (синонимы – захолустье, глухомань, глушь, дыра); в историко-географическом смысле Тмутаракань (Тмутмаркань, Тьмуторокань, Торокань) это название конкретно существовавшей местности.
В список вариантов названий города Тмутаракань в разные периоды истории входит около 80 наименований. В античные времена это был город Гермонасса; византийцы в период их господства называли его Таматарха, затем Матрика. В VI веке город был завоёван тюрками, стал тюркской ставкой и был переименован в Тумен-Тархан; название было составлено из обозначений тюркских титулов. Предполагается, что название Тмутаракань являлось искажённым вариантом тюркского или более позднего, хазарского, наименования. Еще одно название также относится ко времени хазарского господства: в IX веке город-порт получил название Семкерц.
Где находилась загадочная Тмутаракань?
По поводу точного местонахождения Тмутаракани споры учёных и краеведов велись почти три века. Следы Тмутаракани искали в Азове, Кизляре, Темрюке и других местах. Известный русский историк В. Н. Татищев (1686-1750) с иронией отмечал, что некоторые писатели, не зная, где искать Тмутаракань, помещали её в «неприличные места», а именно, на место Астрахани. Сейчас связь между Тмутараканью и Астраханью считается приемлемой. Сам Татищев поначалу считал, что русская Тмутаракань находилась в «воеводстве Новгородском», позже признавал её местонахождение «на восточной стороне Днепра». Авторитетные учёные XIX века помещали Тмутаракань недалеко от Киева (Н. Арцыбашев), в устье Дона (А. Спицын) и категорически отрицали возможность нахождения русской Тмутаракани на Тамани, так как Тамань была удалена от Киева.
В 1792 году на Таманском полуострове казаками была найдена мраморная прямоугольная плита толщиной около полуметра с выбитой на ней древнерусской надписью. Надпись гласила: в 1068 году князь Глеб «мерил море по леду от Тъмутороканя до Кърчева 10000 и 400 сажень». Неизвестно, зачем понадобилось князю мерить замёрзшее море, но тмутараканский камень долго не давал покоя исследователям: сначала спорили о подлинности плиты, считая её подделкой, долгие дискуссии велись о правомерности относить надпись к древнерусской письменности, затем спорили о числовом значении на Руси меры длины «сажень». Наконец, после многочисленных экспертиз в 1970-х годах была подтверждена подлинность плиты и надписи на ней. Важность находки заключается в том, что она подтвердила присутствие русичей в начале XI века на землях в дельте Кубани. В настоящее время преобладающим является мнение, что княжество Тмутаракань находилось на Тамани и части Керченского полуострова с крымскими городами Корчевым (Керчь) и Судаком, а город Тмутаракань находился на месте нынешней станицы Тамань.
Начало русской истории Тмутаракани
Славяне появились на Таманском полуострове в VI-VIII веках, переселяясь в эту местность из низовьев Дона из-за постоянной угрозы со стороны степняков. Закрепление территории в Приазовье за Русью произошло после победоносного похода князя Святослава Игоревича на Хазарский каганат в 969 году.
Первое летописное упоминание о местности под названием Тмуторокань появилось в «Повести временных лет», сообщавшей, что в 988 году князь Владимир посадил своего сына Мстислава править в Тмуторокани. Источником для «Повести временных лет» послужила летопись, составленная святым Никоном Великим (Печерским). Преподобный Никон (?- 1088) примерно в 1061 году переселился из Киева в город Тмутаракань, где прожил около десяти лет, оставив летописные заметки, ставшие ценным источником по истории тмутараканского княжества. Не всё, упомянутое в «Повести» относительно Тмутаракани, нашло свою разгадку. Так, неясность по-прежнему окружает некоего «Тмутороканского болвана», то ли античную статую или языческого идола, а может быть, половецкую каменную бабу или же Тмутараканский камень.
У исследователей нет единого мнения о том, какое событие считать началом образования русского Тмутараканского княжества: поход Святослава на хазар или договор 988 года, подписанный князем Владимиром Святославичем и византийским императором Василием II, по которому Русь получила часть Приазовья и Крыма, переданные Владимиром под управление его сыну Мстиславу. Княжество, получившее название Тмутаракань, контролировало территории нижнего Дона, Прикубанье, нижнюю Волгу, часть Таманского полуострова и восточного Крыма.
Период существования русского княжества Тмутаракань ограничивается X-XI веками, но за короткое время княжество сумело стать одним из самых влиятельных на юге Руси.
Тмутаракань как русское княжество
Отделённое от основной территории Киевской Руси причерноморскими степями, где хозяйничали кочевники, княжество Тмутаракань являлось для Руси анклавом, так как было окружено иными государственными и племенными образованиями. Но Тмутаракань имела важное преимущество: княжество занимало чрезвычайно выгодное географическое расположение. Располагаясь на восточном берегу Керченского пролива, город-порт Тмутаракань находился на перекрёстке двух торговых путей: из «варяг в греки», связывающий север Европы со Средиземноморьем, и «Донским путём», идущим от Северной Европы до Кавказа и Малой Азии. Все торговые суда, заходившие в гавань, должны были платить пошлину.
Город Тмутаракань был окружён мощной крепостью, разрушить которую смогли только монголы во время своего нашествия. Оживлённая торговля способствовала возвышению торгово-ремесленного слоя в Тмутаракани, представленного, в основном, хазарами. Знать жила в просторных домах, облицованных кирпичом и мрамором. За городской чертой Никоном Печерским был основан монастырь. Не менее знамениты были и другие города Тмутаракани: Корчев (Керчь) славился своими кузнецами, изготавливавшими предметы быта и оружие; крепость Саркел или Белая Вежа, построенная византийцами во времена хазарского господства из обожжённого кирпича, считалась неприступной. Тмутаракань относилась к немногим княжествам на Руси, где чеканились свои монеты.
Ещё одной особенностью Тмутараканского княжества являлся многоэтнический состав населения: там проживали русы, хазары, касоги, ясы, греки, армяне.
Политика талантливого и воинственного князя Мстислава Владимировича Тмутараканского (983-1036), прозванного Храбрым, была направлена на укрепление и расширение своей вотчины. Дружинные сказания и русские летописи передали историю присоединения к Тмутаракани земель соседнего племени касогов. По правилам того времени главному сражению должно было предшествовать единоборство богатырей. В качестве богатырей выступили правители: от Тмутаракани – князь Мстислав, от касогов – князь Редедя. В нелёгком бою Мстислав одержал победу. По его признанию, ему помогло обращение к Богородице. Победа Мстислава предопределила исход битвы: касоги признали своё поражение. В честь этого события и во имя выполнения обета, данного Богородице, князь возвёл в стольном городе княжества храм Пресвятой Богородицы. В дальнейшем касоги в военных походах выступали вместе с дружиной Мстислава, а дочь Мстислава была отдана замуж за одного из сыновей Редеди. Связи Руси с Кавказом укрепились.
Соперничество со старшим братом Мстислава, Ярославом Мудрым, правившим в Киеве, привело братьев на поле сражения. В 1024 году в битве под Лиственом, недалеко от Чернигова, Мстислав одержал победу. По мирному соглашению между Ярославом и Мстиславом были разделены земли по Днепру: Ярославу достался Правобережный Днепр, Мстиславу – земли по Левобережной Руси, включая Чернигов, ставший местом постоянного пребывания Мстислава. Княжества Тмутаракани и Чернигова сблизились, вражда между братьями прекратилась. В 1030 году Ярослав и Мстислав совершили совместный удачный поход на Южную Русь, попавшую под власть Польши.
После смерти Мстислава все его земли были включены наследовавшим ему Ярославом Мудрым в основной состав Киевской Руси. В город был назначен киевский наместник, но роль Тмутаракани как важнейшего торгового пункта не изменилась.
Причины ослабления Тмутаракани
По завещанию Ярослава Мудрого после его кончины все земли были поделены между его пятью сыновьями. Тмутаракань перешла во владение черниговского князя Святослава Ярославича, который восстановил княжеский стол в Тмутаракани и посадил на него своего сына Глеба. Тмутаракань восстановила своё былое величие.
В 60-70-е годы XI века на Руси наступило время феодальных усобиц; в борьбу за наследство вступили племянники старших Ярославичей. Печальной участи внутренних раздоров не избежала и Тмутаракань, где часто менялись правители. Князей в Тмутаракани свергали, травили, арестовывали, изгоняли, их покидали недавние горские союзники. Тмутаракань стала пристанищем для князей-изгоев, не получивших признания в своих землях.
Считается, что последние сведения о Тмутаракани относятся к 1091 году, когда последний русский тмутараканский князь ушёл со своей дружиной на основную территорию Руси. По одной из версий Тмутараканское княжество перешло под протекторат Византии, затем генуэзцев. Окончательно оно было разрушено половцами, а затем монголами.
Помимо междоусобной борьбы на исчезновение Тмутаракани могли повлиять природные факторы: исследователи не исключают катастрофического воздействия землетрясения или вулканического извержения.
История Тмутаракани ещё не дописана
На современных географических картах название Тмутаракани, бывшего форпоста Руси на Тамани, отсутствует. Энтузиасты истории не раз поднимали вопрос о восстановлении значимости Тмутаракани для российской истории и о необходимости детального изучения края. В настоящее время в структуре Российской академии наук создан Институт археологии Крыма, который занимается изучением археологического наследия полуострова. Немало находок было обнаружено во время сооружения Крымского моста и других строительных работ. Возобновление археологических работ даёт надежду, что «белые пятна» в истории Тмутаракани будут заполнены новыми сведениями.