Традиции русского гостеприимства

Традиции русского гостеприимства


Слово «гость» появилось во времена далёкой древности: из индоевропейских языков «ghostis», означавшее «чужак, чужеземец» и относившееся к незнакомцу, пришедшему в дом на непродолжительное время, перекочевало во многие языки мира. На Руси к этому понятию добавили значение «заезжий купец». Гостеприимство первоначально сводилось к обеспечению приезжему поддержки и заботы; в средние века к мерам радушия добавилась защита заезжих торговцев. В дальнейшем гостеприимство, распространившись на обслуживание людей вне дома, стало одним из видов предпринимательства.

Сакральный смысл традиций русского гостеприимства

Основные черты гостеприимства и его ритуальных проявлений в различных культурах и в различных этнических группах имеют много общего. Это говорит о том, что обряды гостеприимства начали складываться в древних обществах, одинаково смотревших на мир вокруг. Во времена, когда люди жили небольшими замкнутыми группами и мир для них делился на «свой» и «чужой», встречи с незнакомыми людьми наделялись одинаковым сакральным смыслом – это была встреча с неведомым. Чужое было неизвестным и пугающим, к чужим людям относились как к посланникам другого мира, который мог быть как дружественным, так и враждебным. Для защиты от вероятной опасности предстояло соединить свой мир с чужим миром, то есть всем тем, что находилось за пределами своего дома и своей территории. Поэтому, встречая посланника другого мира, надо было превратить его в «гостя», то есть подчинить его традициям и ритуалам, принятых в доме, куда чужестранец пришёл. «Чужой» должен был включиться в традиции и порядки принимающей стороны и таким образом стать «своим». При уходе гостя особыми обрядами его возвращали в привычный для него мир, и он вновь становился чужаком.

Традиции русского гостеприимства передавались из поколения в поколение, письменные рекомендации по приёму гостей можно найти в «Домострое» (XVI век), по предположениям, написанным монахом Сильвестром. «Домострой», ставший регламентирующим документом по обустройству дома и семьи, призывал встречать гостей, независимо от их ранга и денежного состояния, приветливо, ласковым и добрым словом. С гостем следовало поговорить и за стол пригласить.

Переход незнакомца к статусу гостя

Переход незнакомца к статусу гостя


Пока странник находился в дороге, он оставался путником. Ритуалы, связанные с приближением к дому, где путник становился гостем, были направлены на разграничение дороги и дома. Особые действия начинали предприниматься у околицы селения: путнику надлежало стряхнуть с себя дорожную пыль (не нести дорогу в принимающий дом), привести себя в порядок и раздать гостинцы детям и нищим.

Значение слова «гостинец», первоначально обозначающее купеческий путь, перешло на подарки, которые везли купцы, а затем на подарки вообще. Как правило, гостинцы специально заготавливались путником дома для последующей раздачи; они служили знаком сближения гостя с принимающей стороной. Гостинцы раздавались на знаковых местах: у околицы и у порога дома; они означали прибытие путника в новое место. Купцы, имевшие товар, предлагали свой товар в обмен на ночлег и стол.

Гость на пороге

В русском доме всегда находились в ожидании гостей, которые приносили с собой новости, предупреждали об опасности, рассказывали о местах, где они побывали, внося разнообразие в повседневную жизнь обитателей дома. В гости приходили и соседи, и родственники, но самой ожидаемой считалась встреча с представителем других краёв и мест. О прибытии такого гостя говорили приметы, в которые верили; например, упавшие ложка или нож считались приметой приближения гостя; такими же приметами были умывающиеся лапкой кошка или кот, развалившиеся у печи дрова или внезапно погасшая свеча. Правда, со времён монгольского нашествия не все гости были желанными, о чём говорит поговорка «Незваный гость хуже татарина».

Глубокой символикой наделялось преподнесение гостю на пороге дома хлеба и соли – отсюда ведёт своё происхождение выражение радушия: хлебосольный. Хлеб был основой благополучия семьи, и угощение гостя хлебом означало готовность хозяев поделиться самым дорогим, что было в доме. Соль, по поверьям, могла отвратить от дома любое зло – с солью гостю передавали защитную функцию дома. Каравай хлеба и соль со словами радушия преподносила гостю или гостям хозяйка дома: от хлеба следовало оторвать кусочек, обмакнуть его в соль и съесть, после чего поприветствовать хозяйку и поклониться всем присутствующими. Часто в обряд встречи гостей входила чарка хмельного напитка, который следовало отведать. Примерно с XV века появился ритуал целования хозяйки дома, означающий добрые намерения гостя. Церемониальный поцелуй («целовъ) не означал переход грани благопристойности, а воспринимался как пожелание дому благополучия и целости (корень слова «поцелуй» – «цел», означающий целый, невредимый) и как знак уважительного отношения к гостю. Частью обряда было очищение водой: от дорожной пыли можно было омыться водой из умывальника, расположенного у порога; более глубокое очищение производилось в бане, которую специально растапливали по случаю прибытия гостя. Так гость входил в пространство дома и становился его частью.

С XVI столетия появилась традиция встречать гостей согласно их сословному статусу: людей высокого достоинства хозяин встречал у порога, гостей среднего достатка – в сенях, некоторые гости, более низкого достатка, удостаивались встречи с хозяином в комнате. В любом случае гостю следовало входить в комнату, держа шапку в руках и низко кланяясь иконам; после этого кланялись хозяину.

Застолье в доме означало доверие и готовность поделиться пищей. Сажали гостя в «красный угол» избы – самое почётное место в доме, где находились иконы и божественные книги; в обычные дни это было место хозяина дома. При приёме гостя хозяин сидел по правую руку от него. На ночёвку гостей укладывали на лавки; особо почётных – на печь, где обычно спали малые дети и старшие члены семьи.

Гостями могли быть не только путешественники издалека, но также родственники и друзья, приглашённые на какое-либо торжество. Поначалу приглашения делались в устной форме без соблюдения каких-либо разграничений; по мере появления сословий усложнились способы передачи приглашений: к почётным гостям хозяин сам отправлялся с приглашением, к рядовым отправляли слуг. На семейные праздники приглашались и женщины. Для родственников и друзей ритуал встречи не менялся: их также встречали с хлебом-солью, традиционной чаркой и поцелуями. После того как мужчины усаживались за стол, хозяйка дома встречала женщин – мужчины и женщины обедали за отдельными столами. Такие гости приходили с подарками.

Угощение гостей

Угощение гостей


Характер застолья зависел от продолжительности пребывания гостя в доме и от степени его почитания: хозяева могли предложить чай из трав (китайский чай стал известен на Руси с XVII века) или же накрыть богатый стол. В русскую традицию входил обычай накормить гостя всем лучшим, что было в доме, и как можно большим количеством блюд. Конечно, если гость был нежданным, обед был более скромным, чем при специальном приглашении гостей на какое-либо торжество, когда устраивался «пир горой». Количество блюд на столе князя доходило до 500, а стол простого общинника едва насчитывал десяток блюд, но любой стол украшался пирогами. Пироги с разнообразной начинкой, наряду с блинами, стали символами русского гостеприимства, домашнего тепла и уюта.

В меню входили мясные блюда, запечённая птица и рыба, различные соленья; заканчивался обед «ушным», то есть супом. На сладкое подавались выпечка, мёд, свежие, сушёные или мочёные фрукты и ягоды. Трапеза сопровождалась обильным распиванием хмельных напитков, весельем и танцами. Знаком расположения к гостю являлось преподнесение ему подарков.

Проводы гостей

Сакральное значение проводов – прощание гостя с принявшим его домом и возвращение в тот мир, откуда он пришёл. Если гость находился в доме несколько дней, то опять устраивался пир; в любом случае гостя на дорогу обеспечивали съестным. В традиции проводов входило принятие «посошка на дорожку»; а перед выходом из дома предлагалось «присесть на дорожку», чтобы взять с собой защиту дома. Пожеланием лёгкой, ровной дороги во времена отсутствия обустроенных дорог являлись слова «Скатертью дорога!» – обеспокоенность провожающих о безопасности путешественника являлась также частью русского гостеприимства.

В «Поучении» Владимира Мономаха говорилось не только о необходимости заботиться о гостях, но и о другой стороне гостеприимства: побывавшие в гостях странники и купцы понесут по всему миру весть о Руси и о порядках в стране.

Гостеприимство как система услуг

Гостеприимство как система услуг


На Руси было много странствующих людей: богомольцев, шедших к храму для вознесения молитвы, паломников, направлявшихся к святым местам, купцов, странников и многих других. В длительном путешествии требовались ночлег и пища; дома отдельных хозяев не могли предоставить всем кров. В IX-XI веках временное пристанище странствующим предоставляли духовные заведения: при монастырях и храмах были организованы странноприимницы – большие помещения с лавками, топчанами или нарами, предназначенные для размещения людей на ночлег; другие услуги не предусматривались.

Для купцов (иными словами, гостей) создавались гостиницы со всем перечнем необходимых помещений и служб. При гостиницах можно было держать коней и корм в конюшнях, хранить товары на складах, размещать повозки, которые можно было привести в порядок в ремонтных мастерских. Купцы, которые часто имели при себе немалые средства, поселялись в отдельных комнатах и обеспечивались едой.

В крупных городах, где купцам приходилось жить подолгу, устраивались постоялые дворы с комнатами для ночлега и дворами для повозок. Постоялые дворы располагались вдоль дорог на расстоянии конного перехода; с XV века они стали размещаться при «ямах» – почтовых станциях. В крупных городах постоялые дворы переросли в торговые комплексы для купцов – гостиные дворы, где полагалось останавливаться русским и заморским купцам. В Новгороде Великом, где было много иноземных торговцев, были созданы торговые дворы для скандинавских, немецких, датских и шведских купцов. Правила размещения и пребывания гостей в гостиных дворах регламентировались особым договором между иностранной общиной и русской стороной. В Новгороде, например, такой договор с немецкой общиной, называемый «скра», касался всех сторон пребывания и торговли немецких купцов в гостином дворе, вплоть до наказания за словесные оскорбления с любой из двух сторон. В XVI веке в Новгороде появились гостиные дворы для русских купцов – Псковский и Тверской. Подобные гостиные дворы были построены в Москве, Астрахани, Архангельске и других крупных городах. Помимо меблированных комнат и подсобных помещений в гостиных дворах располагались торговые лавки, где шла оживлённая торговля. Степень гостеприимства в гостиных дворах зависела от порядков, установленных хозяином. Стоит предположить, что каждый хозяин был заинтересован в популярности своего заведения и заботился о создании лучших условий для своих посетителей, основанных на русских традициях гостеприимства с уважительным отношением к гостю.

Упорядочение работы постоялых и гостиных дворов и нормативы услуг гостеприимства были введены при Петре I.


Рекомендуемые статьи

Гигиена на Руси

Гигиена на Руси

Понятия о чистоте тела и правила ухода за ним разнились в разные эпохи, у разных народов и на разных географических широтах. Известно, что в Древнем Египте врач..

Древнерусские пословицы и загадки

Древнерусские пословицы и загадки

Пословицы или краткие изречения с законченной мыслью первоначально были важной частью рассказа, песни или сказки; предназначение пословиц – передать суть и мора..

Болезни и лечение в Древней Руси

Болезни и лечение в Древней Руси

В ранний период Древней Руси знания по медицине не были распространены, отсутствовали и труды или справочники по описанию болезней и методах их лечения. В языче..

Алкоголь в Древней Руси

Алкоголь в Древней Руси

Русские сказки часто заканчиваются описанием пира, где пьют «мёд – пиво»; былинный Василий Буслаев распивал со своими молодцами «зелено вино»; Илья Муромец прио..

Семья в Древней Руси

Семья в Древней Руси

Семья как совокупность близких родственников, живущих вместе, зародилась ещё в древние времена и прошла многовековой путь эволюции. Древнерусская семья возникла..

Рекомендуемые изделия