Тульский нательный крест «Спас Нерукотворный» с массивным ушком – односторонний тельник 15 века, изготовленный методом литья из медного сплава, обнаружен на территории современной Тульской области.
Крест четырёхконечный с килевидным утолщением в нижней части древа. В центре композиции – в средокрестии – Образ Спаса нерукотворного. Над образом Спасителя – буквы в 2 строчки (неразборчиво).
Спас Нерукотворный – важная реликвия для мирового христианства. Это изображение не создано человеком: Спас Нерукотворный – образ Христа, возникший на плате в результате прямого контакта с лицом Спасителя.
Первый плат был послан царю Авгарю, который написал Христу письмо, что хочет лицезреть Спасителя и отправил художника сделать его портрет. Христос приложил плат к своему лицу и на нём остался образ Христа, который и был передан Авгарю. Известны ещё 2 Нерукотворных Образа, появившихся при жизни Спасителя.
В боковых медальонах лицевой стороны размещены поясные фигуры Божьей Матери (слева) и апостола Иоанна Богослова (справа) – эти фигуры сдвинуты к краям широкой горизонтальной перекладины и обращены вполоборота ко Спасителю.
Нижняя часть вертикальной балки креста украшена прямоугольным медальоном с поясным образом Николая Чудотворца.
Тыльная сторона тельника – гладкая шлифованная. Оглавие – толстая гранёная прямоугольная бусина с небольшим, смещённым к тыльной части бусины, отверстием. Оглавие-бусина расположена под прямым углом к основной плоскости предмета.
В рельефе лицевой стороны тельника присутствуют золотистые окисли, выглядящие как остатки позолоты, но не являющиеся таковыми. Данные окислы, предположительно, появились вследствие термического воздействия на предмет – вероятно, в результате пожара.
Тульский нательный крест «Спас Нерукотворный» с массивным ушком – нечастый коллекционный экземпляр (шестая категория редкости). Многочисленные аналоги описаны в специализированной литературе, а также представлены в крупных музейных и частных коллекциях.
Аналогичные кресты имели широкое распространение в 15-16 вв. в Новгородской республике, а также не на территории Тверского и Московского княжеств.
Состояние артефакта хорошее: геометрия изделия не нарушена; рельеф лицевой стороны в хорошем состоянии; металл покрыт неравномерной коричневато-чёрной патиной; ушко-оглавие хорошем состоянии.