Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость» – односторонняя икона 18 века, изготовленная методом литья из медного сплава (латуни). Место обнаружения – Саратовская область.
Появление иконографического Образа Богоматери «Всех скорбящих радость» относится к концу 17 века, в последующие 2 века он становится одним из самых распространённых образов в русском религиозном медном литье.
Иконография этого образа Богоматери изображает великую заступницу, помощницу в горестях, скорбях, избавительницу от страданий и напастей.
Название иконы говорит само за себя: к этому образу Богородицы христиане обращаются в минуты скорбей и страданий – душевных и телесных.
Известны несколько живописных чудотворных образа иконы, прославившихся многочисленными чудесами и исцелениями.
В центре композиции описываемого экспоната – Богоматерь с жезлом в правой руке, левой рукой она благословляет группу людей, протягивающей к ней руки. Скорбящие и страждущие люди окружают ростовой образ Божьей Матери с обеих сторон, среди них видны ангелы, которые также утешают верующих.
Слева и справа от головы Богоматери видны крупные буквы МР и ФY под титлами, обозначающие греческий вариант написания «Матерь Бога» – MHTHP ФEOY (Митир Фиу).
Основную плакетку иконы венчает прямоугольное навершие с образом Спаса Нерукотворного.
Оборотная сторона иконы имеет небольшое ушко для шнура, который позволяет закреплять её в углу или в ставротеке. Также на оборотной стороне иконы видны следы клея: в 19-20 веках это был один из способов крепления икон к ткани, обтягивающий самодельный ящик-рамку, заменяющий киот или ставротеку.
Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость» – достаточно частый экспонат (третья категория редкости), он часто представлен в различных каталогах и коллекциях.
Состояние артефакта очень хорошее: латунь яркая, с патиной в складках рельефа; геометрия предмета не нарушена; рельеф находится в отличном состоянии, ушко на тыльной стороне экспоната не утрачено; оборотная сторона имеет следы клея.