Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость и Образ Спаса на плате» – односторонняя икона 19 века, изготовленная методом литья из медного сплава (латуни). Место обнаружения – московский регион.
Появление иконографического Образа Богоматери «Всех скорбящих радость» относится к концу 17 века, в последующие 2 века он становится одним из самых распространённых образов в русском религиозном медном литье.
Иконография этого образа Богоматери изображает великую заступницу, помощницу в горестях, скорбях, избавительницу от страданий и напастей. Название иконы говорит само за себя: к этому образу Богородицы христиане обращаются в минуты скорбей и страданий – душевных и телесных.
Полустёршиеся слова молитвы этому чудотворному образу расположены на полотнищах, развивающихся слева и справа от ростовой фигуры Богоматери. По-видимому, надпись – это отрывок молитвы следующего содержания: «Помощница обидимых, ненадеющих надеяние, печальных утешение, алчущих кормилица, больных исцеление, грешных спасение».
В центре композиции описываемого экспоната – Богоматерь с жезлом в правой руке, левой рукой она благословляет группу людей, протягивающей к ней руки. Скорбящие и страждущие люди окружают ростовой образ Божьей Матери с обеих сторон, среди них видны ангелы, которые также утешают верующих.
Основную плакетку иконы венчает прямоугольное навершие с образом Спаса Нерукотворного. Спас Нерукотворный – важная реликвия для мирового христианства. Это изображение не создано человеком: Спас Нерукотворный – образ Христа, возникший на плате в результате прямого контакта с лицом Спасителя.
Первый плат был послан царю Авгарю, который написал Христу письмо, что хочет лицезреть Спасителя и отправил художника сделать его портрет. Христос приложил плат к своему лицу и на нём остался образ Христа, который и был передан Авгарю. Известны ещё 2 Нерукотворных Образа, появившихся при жизни Спасителя.
Оборотная сторона иконы имеет небольшое ушко для шнура, который позволяет закреплять её в углу или в ставротеке.
Вершковая икона «Богоматерь всех скорбящих радость и Образ Спаса на плате» – очень частый экспонат (вторая категория редкости), он очень часто представлен в различных каталогах, публичных музейных и частных коллекциях.
Состояние артефакта очень хорошее: латунь покрыта равномерным слоем тёмной патины; геометрия предмета не нарушена; рельеф находится в хорошем состоянии, ушко на тыльной стороне экспоната не утрачено.