Ярмарки Российской империи
В переводе с немецкого слово «ярмарка» (Jahrmarkt) означает «годовой торг», но в России ярмарки были не только местом торга, но и символом изобилия, общения, празднеств и забав. Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) в «Сорочинской ярмарке» сравнивал «хаос чудных неясных звуков» ярмарки с шумом отдалённого водопада, а ярмарочные картины называл яркими и пёстрыми.
Как появились русские ярмарки
В традиционном смысле ярмарка это место, где встречаются торговцы, доставившие товар с целью его продажи, и покупатели, желающие приобрести определённый товар. В роли торговцев на русских ярмарках выступали не только профессиональные купцы, но и местные и приезжие жители, которые привозили на торг предметы своего промысла и продукты своего хозяйства. Первые ярмарки в России начали проводиться с X-XI веков, когда при князьях Владимире и Ярославе Мудром на Руси появились иностранные купцы. В XIV-XV веках проведение ярмарок приобрело регулярный характер.
Чаще всего ярмарки располагались у монастырей, которые были охраняемы и где пошлины были низкими. Обители охотно предоставляли свои окрестности для торговли, так как, по разрешению властей, монастыри могли использовать часть дохода от ярмарок для своих нужд. Монастырские торги приурочивались к дням проведения религиозных праздников: летом это была Троицкая ярмарка, в сентябре – Семёновская, в декабре, перед праздником Николы Зимнего – Никольская.
По мере развития торговли и дорог – главного препятствия для организации ярмарок в России – регулярность проведения торгов упорядочилась: они могли проводиться ежегодно, ежемесячно и ежедневно, а их размещение зависело от местных условий.
Чем торговали на российских ярмарках
Невозможно перечислить все товары, которые находились на ярмарочных прилавках; ассортимент товаров зависел от местности. На северные торги крестьяне привозили кожи, лён и продукты из него, рыбу, дичь, соль, меха, сено, посуду деревянную и глиняную; русские купцы из разных стран доставляли сахар и пряности, галантерею и ткани. Торговцы из азиатских стран привозили чай, изюм, ковры, верблюжью шерсть.
Южным ярмаркам особый колорит придавал конский рынок, где выставлялись лучшие образцы степных коней, диких и от лучших коннозаводчиков. В клетках продавались певчие птицы, дающие бесплатные концерты для всех посетителей ярмарки. Местные умельцы привозили свои изделия, а съестные прилавки ломились от продуктов, которые в изобилии предоставляла природа юга.
Во время правления Петра I ярмарочная торговля приобрела государственное значение: по регламенту 1721 году городские власти были обязаны заботиться о проведении ярмарок. С 1755 года при Елизавете Петровне купцы двух первых гильдий получили право на беспошлинную торговлю.
Число ярмарок в России к началу XIX века достигло 5,5 тысяч.
Самыми популярными считались Макарьевская, Нижегородская, Мологская, Ирбитская, Курская Коренская (Коренная) ярмарки, а одной из самых первых была Арская ярмарка.
Арская ярмарка
Основанная в XIII веке торговая площадь в Арском поле, недалеко от Казани, была ежегодным сбором различных товаров из Китая и Индии, из городов Сибири и средней полосы России. По традиции ярмарка проводилась в июне. Покрытая зеленой травой равнина наполнялась людьми из разных стран и различной веры, прибывших с табунами верблюдов и лошадей и огромными тюками товаров. Купцы ставили свои кибитки и шатры, выкладывали товар, громко расхваливая его и подзывая покупателей.
Географически Арская ярмарка располагалась удачно, но её деятельности мешали грабительские нападения золотоордынцев на купцов. Московский князь Василий III перенёс ярмарку к пограничному городу Васильсурску.
Мологская ярмарка
К числу первых относилась и Мологская ярмарка, основанная в XIV веке в Верхнем Поволжье. Это была летняя ярмарка, длящаяся четыре месяца. Примечательной стороной ярмарки было присутствие на ней европейских и восточных купцов, которые привозили одежду, изделия из металла и посуду, меняя свои товары на сырьё и пушнину.
Макарьевская ярмарка
Своими корнями Макарьевская ярмарка уходила к Арской: царь Иван Грозный в 1552 году после покорения Казани распорядился проводить торжище у стен обители Святого Макария. Ярмарка стала настолько популярной, что её длительность была увеличена до двух недель; обычно это было перед началом религиозных праздников – Крещения, Благовещения и к Ильиному дню.
Телеги (летом) и сани (зимой), на которых привозили товар, на ярмарке становились рядами, образуя строгий порядок размещения товаров: на отдельных рядах продавались изделия из железа, товары шорников (предметы конской упряжи), посуда из дерева, тулупы и шапки, мыло и пряжа изо льна и шерсти. Отдельный ряд принадлежал продавцам сибирских лошадей. Большим спросом пользовались плоты, выставленные на берегу реки Унжи. В «Обжорке» продавалась различная снедь: пироги, каши, масло, овощи.
К началу XIX века рыночная площадь настолько расширилась, что встал вопрос о её переносе в Нижний Новгород. Пожар на торжище в 1816 году ускорил решение вопроса.
Нижегородская ярмарка
Обустройство Нижегородской ярмарки стало государственным делом: император Александр I распорядился направить в Нижний Новгород шесть миллионов рублей и поручил руководить строительством генерал-лейтенант-инженеру Августину Бетанкуру. В основу проекта была положена идея А. Захарова.
Первые торги были ознаменованы поднятием флага – это произошло 15 июля 1822 года. Закончилась ярмарка 25 августа; с тех пор более ста лет к этой дате, 25 августа, приурочивалось открытие ярмарки, которая продолжалась до конца сентября.
Поражённым гостям ярмарки были представлены грандиозные сооружения, возведённые на трёхметровом насыпном грунте (идея А. Бетанкура). По проекту Огюста Монферана был возведён Спасский собор. Всего было построено 60 ярмарочных комплексов и 40 огромных складов, окружённых каналами и мостами. Для азиатских гостей здания оформлялись в китайском стиле; учитывались традиции иных конфессий: за пределами площади были построены армянская церковь и мечеть. К достижениям цивилизации относились непривычные в то время для России системы водопровода и канализации (подобная система существовала в Москве и отсутствовала, например, в Париже).
К грандиозному ярмарочному комплексу потянулись торговцы со всего мира. Из Китая доставляли чай, из Ирана – ковры и оружие, из Турции – изделия из хлопка. Из дальних стран привозилось красное и сандаловое дерево. Много товаров доставляли купцы из стран Европы – металлические изделия, сукно, дорогие ткани, кофе, краски, часы, украшения и головные уборы. В изобилии на рынке торговали рыбой, солью, мехами и кожей. К Нижегородской ярмарке приезжали нотариусы для оформления торговых соглашений и представители банков для заключения договоров о ссудах и кредитах. В городе построили цирк и театр; спектакли крепостного театра князя Шаховского приезжали посмотреть столичные антрепренёры и актеры. К концу столетия к ассортименту товаров добавились знаменитые российские красочные ситцы и ткацкие станки.
Ирбитская ярмарка
Возникнув как центр торговли Урала и Сибири в первой половине XVII века, Ирбитская ярмарка славилась желанным товаром для русской и иностранной знати – пушниной: ценным мехом соболя, горностая, чёрно-бурой лисицы, бобра и белки. Благодаря Ирбитской ярмарке объём внешней торговли России был значительно увеличен.
Курская Коренская ярмарка
Первое упоминание о ярмарке близ Курска в Коренной пустыни, где по преданию в 1295 году была обнаружена икона Божией матери, относится к началу XVII века. Основной товар на ярмарку – рогатый скот и лошади – доставлялся с Урала и Подмосковья. Здесь покупали лошадей для царского двора и для армии. Для показа товара «лицом» каждый вечер проходили состязания рысаков, а иногда и тягловых лошадей. Скачки привлекали на ярмарку огромное число посетителей.
Местное население торговало салом и дёгтем, овчиной и стеклом, мерлушкой и рыбой. Проходы между галантерейными рядами, которые посещались нарядными дамами, застилались душистым сеном, свежей мятой и полынью.
Вечером из многочисленных клеток с певчими птицами разносились трели знаменитых курских соловьёв – послушать или приобрести их съезжались гости со всей России.
Российские ярмарки – не только место торга
Успешная продажа или приобретение товара – это всегда удача, но людей на ярмарку привлекала не только торговая сделка, но и атмосфера праздника. По выражению писателя Д. К. Мамина-Сибиряка (1852-1912), ярмарочная площадь, где можно было встретить представителей разных российских губерний и иностранных гостей, на время становилась центром мира. Ярмарка была местом общения и встреч; к выезду готовились заранее, подбирая лучшую одежду себе и детям. Родители вывозили своих повзрослевших дочерей, надеясь, что на ярмарке можно будет присмотреть им достойную пару, тем более что нередко городские ярмарки сопровождались балами. Ярмарки были местом оформления различных документов и заключения сделок, поэтому там всегда присутствовали конторские служащие и поверенные в делах. Власти предоставляли ярмарочному люду охрану, обеспечивали пожарную безопасность и заботились о размещении гостей. Открытие торгов всегда проходило в торжественной обстановке, с молебнами и с приветствиями от городского начальства.
На Ирбитской ярмарке выходил специальный печатный листок с информацией о продаваемых товарах и о работе необходимых служб: на ярмарках можно было починить одежду и обувь, посетить брадобрея и, при необходимости, врача.
Ярмарки любили за нескончаемый поток развлечений: шуты и скоморохи с медведями и козами, с шутками и прибаутками зазывали покупателей, расхваливая товар; озорной кукольный Петрушка с острым язычком был непременным участником представлений на злободневные темы; в балаганах и на площадях фокусники, акробаты и силачи показывали своё мастерство. Звуки дудок, трещоток, балалаек, песен, крики зазывал, рёв животных дополняли общий рыночный шум.
Развлечения менялись: в XVIII веке вместо скоморохов появились актёры масочных комедий, которых императрица Анна Иоанновна выписала из Италии, а любители экзотики собирались возле манежей с обезьянами и слонами.
Вечером затихала рыночная площадь, но заполнялись питейные заведения. Непременным атрибутом торговли являлось «зелено вино», с помощью которого отмечали удачные сделки и горевали по неудачным делам. Угощались и привезёнными иностранными винами. Иногда веселье перерастало в драку, но на этот случай рядом всегда были полиция и охрана, которые утихомиривали буйных посетителей. Желающим показать свою удаль официально можно было поучаствовать в народной забаве – кулачных боях.
По мере развития стационарной торговли в магазинах ярмарки теряли своё значение. Но где бы и когда бы они ни проводились, российские красочные ярмарки с развлечением и весельем, они традиционно привлекали много посетителей.