Ювелирный промысел: Кострома

Ювелирный промысел: Кострома


Костромская земля всегда славилась своими ремёслами, но особое место среди них занимает ювелирный промысел, развитие которого отразило в себе культурные и ремесленные традиции многих поколений мастеров. Ещё в период Средневековья в Костроме занимались ювелирным делом – на это указывают археологи, обнаружившие в культурном слое медные шлаки и фрагменты старинных ювелирных инструментов.

В течение нескольких веков ювелирное мастерство костромских ювелиров совершенствовалось, а с момента воцарения Дома Романовых (1613г.) роль Костромы существенно выросла: кратно увеличился как ассортимент выпускаемых изделий, так и численность людей, занятых в ювелирном деле. К этому времени формируются многочисленные династии костромских ювелиров (Ратьковы, Серебряниковы, Сорокины, Чулковы и др.).

Следующий этап развития ювелирного дела в регионе начался со второй половины 19 века, когда в целом ряде деревень и сёл Костромской губернии активно выпускаются мелкие металлические изделия – прежде всего из меди и серебра – в Красносельском, Сидоровском, Здемирово, Сидоровском и других сёлах.

Особняком в этом списке стоит красносельское производство (село Красное на Волге), поражающее перечнем выпускаемых ювелирных и бытовых изделий. Далеко неполный список красносельской продукции того времени включал в себя:

  • нательные кресты,
  • образки,
  • цепочки,
  • медальоны,
  • серьги,
  • браслеты,
  • броши,
  • стаканы и стопки,
  • солонки,
  • подстаканники,
  • напёрстки.

Костромские ювелирные и бытовые изделия пользовались заслуженной популярностью по всей Российской империи. Распространением (или как бы мы сказали сегодня – дистрибуцией) товаров занимались костромские купцы, торговавшие этой ювелирной и бытовой «мелочёвкой» в Москве, Петербурге, в Сибири, на Украине – в лавках и на ярмарках. Серебряные костромские изделия встречались и практически во всех крупных монастырях империи.



Бурное развитие уникальной костромской ювелирной школы также обусловлено появлением в 1904 году в селе Красном Художественно-ремесленной учебной мастерской золотосеребряного дела. Первые преподаватели этого учебного заведения – выпускники Строгановского училища – привнесли свой опыт работы, а также современные художественные тренды того времени (например, стиль модерн в предметах личного благочестия). То есть костромская продукция стала не только качественной и красивой, но и модной, что обеспечило ей высокую востребованность со стороны покупателей.

В 1913 году (в год празднования 300-летия Дома Романовых) костромские красносельские мастера преподнесли императору Николаю Второму уникальные подарки, которые до сих пор являются украшением многих экспозиций ведущих музеев России. Вот как это было описано современником: «депутация красносельских кустарей-серебряников в составе В.Н. Чулкова и И.А. Муромкина поднесла императору Николаю II папку, украшенную серебром, со всеподданейшим адресом. Кроме того, Государю были вручены от кустарей-серебряников Красносельской волости 3000 серебряных образков иконы Феодоровской Божией Матери и шкатулка с мелкими серебряными изделиями. Императрице Александре Федоровне была поднесена шкатулка с чайным прибором, а наследнику-цесаревичу – офицерский пояс серебряный наборной работы. Депутация от Художественно-ремесленной учебной мастерской во главе с заведующим В.М. Анастасьевым вручила наследнику серебряные настольные украшенные эмалью часы и эмалированную чернильницу».

Эти и другие исторические факты свидетельствуют о том, что костромские ювелирные изделия и предметы личного благочестия в целом, и красносельские артефакты в частности, добились заслуженной всероссийской популярности.

Конечно же, после революции 1917 года ювелирный промысел в Костроме стал угасать – начались раскулачивания, сократилось количество мастеров, изменился и сократился ассортимент выпускаемой продукции (перестали выпускаться предметы личного благочестия – кресты, образки и др.), вполне предсказуемо снизился и художественный уровень изделий.

История ювелирного дела в селе Красное Костромской губернии

Старое село Красное-на-Волге издавна славилось своими ювелирных дел мастерами. До наших дней дошли письменные свидетельства о костромских мастерах. Так, в писцовых книгах города Казани середины 16 века среди двадцати серебряных мастеров упоминается «костромитянин» Рудак Борисов. Более поздние источники 17 века рассказывают о мастере Михаиле Савельеве, работавшем в Серебряной палате в Москве: «Серебряной палаты кормовой золотарь села Красного Костромского уезда. В 1684 году получил февраля 6-го дня 16 рублей за то, что золотил своими золотыми к государевым шлеям 122 места пряжек и наконечников и к тем же шлеям 2000 гвоздей».

Костромское серебряное ремесло, безусловно имеющее свой художественный почерк, тесно связано с деятельностью мастеров-ювелиров Оружейной палаты. В начале 19 века 17 красносельских и сидоровских мастеров получили в Оружейной палате позволительные письма, разрешающие производственный и торговый серебряный промысел.

Костромские историки М.П. Рязановский и Е. Дебюк выдвинули две версии о зарождении красносельского ювелирного промысла.

«В 1565 году, – писал М.П. Рязановский, – «в Кострому были сосланы пленные немцы из Юрьева: есть основание думать, что они положили начало ювелирному промыслу в вотчине Годунова»

Е. Дебюк указывает:

«Существует предположение, что основание известному ювелирному промыслу Красносельского района положено новгородской вольницей, бежавшей после покорения Пскова и Новгорода и селившейся на Волге»

Таким образом, оба исследователя считают, что ювелирное производство в селе Красном оформилось во второй половине 16 века, и важной предпосылкой этого стало появление пришлых мастеров из Новгородской земли и с Запада. Это предположение подкрепляется историческими документами, но не археологическими изысканиями.



Наиболее богатый археологический материал, проливающий свет на историю красносельского ювелирного дела, был обнаружен при исследовании Дурасовского городища, располагающегося в нескольких километрах от села. В 1954 году сотрудниками Московского государственного института материальной культуры и Костромского областного музей-заповедника были обнаружены 19 предметов, связанных с обработкой металла: фрагменты тиглей, чеканы, льячки, осколки украшений. Любопытен тот факт, что ни одного предмета, связанного с земледелием, в Дурасовском городище обнаружено не было.

То есть появление в 16 веке иностранных мастеров отнюдь не явилось отправной точкой ювелирного промысла – очаги ремесленных поселений, в которых основным занятием была художественная обработка металлов, зарождались здесь в древнейшую эпоху.

Вещественные памятники славянского язычества XI-XIII вв. говорят о том, что древние мастера-меряне отливали из серебра и бронзы разнообразные украшения и религиозные предметы – перстни, височные кольца, подвески, кольца и другие предметы мужского и женского убранства. Это средневековое творчество было неразрывно связано с народными обычаями и праздниками, языческими поверьями и раннехристианскими традициями, так что оформившийся в конце 17 века ювелирный промысел региона основывался на древних традициях литейного мастерства.

Немаловажную роль в устойчивом развитии данного ремесла сыграла и малопригодная для земледелия почва костромского края: крестьяне, выплачивающие барский оброк, стали заниматься медным и серебряным литьём, находя в этом способ прокормить семью.

Продукция ремесленников-ювелиров из села Красное была крайне востребована как городскими, так и сельскими жителями. Сельские костромские мастера специализировались на выплавке мелких недорогих медных и серебряных украшений, декорированных относительно дешёвыми камнями и стеклом. Такими изделиями были серьги, штампованные кольца и крестики, расписанные цветной эмалью и предназначенные для широкого круга городских и сельских покупателей. Городские же посадские цеховые мастера Костромы в больше степени специализировались в производстве более дорогих и крупных изделий – посуды, дорогих предметов культа для монастырей, знати и богатого купечества.

При этом из костромских сёл Сидоровское и Красное вышли виртуозные мастера, чьё мастерство было по достоинству оценено в серебряных цехах Костромы – им доверялись сложнейшие заказы, нередко этих серебряных дел мастеров приглашали работать в Оружейную палату.

На протяжении веков вплоть до 19 столетия технические операции по художественной обработке металла выполнялись с помощью нехитрых приспособлений: чайник с фителём заменял паяльную лампу, цепочная проволока протягивалась на узкой скамейке с валом («ворот»), ручная дрель, паяльная трубка, штампы – всё это накладывало отпечаток на несложные в исполнении красносельские украшения, в которых наряду с аккуратными и привлекательными предметами можно обнаружить и грубоватые предметы далёкие от совершенства.



Крестьянский быт безусловно наложил особый отпечаток на художественные изделия красносельских мастеров – металлические украшения вобрали в себя национальный колорит, замешанный на традициях и культуре народа.

Известный военный деятель Яков Крживоблоцкий писал в 1861 году:

«Жители Костромского уезда с. Красного, работают: камни для риз на иконы, кресты, серьги, браслеты, шпильки и другие мелкие вещи, в Сидоровском – ризы на иконы по заказам и без заказов и точно такие же вещи, как и в Красном»

Эта короткая заметка даёт понимание об ассортименте красносельских мастеров: серьги, кольца, броши, цепочки.

Красносельские мастера умело подчёркивали красоту металла – блеск серебра и позолоты, грани узора и яркость каменей – всё это позволило выработать свой неповторимый высокохудожественный стиль недорогих и доступных украшений. Камни для ювелирного промысла широко производились в селе Красном и в окрестных поселениях – их добывали, дробили, ограняли и шлифовали. Наличие камней придавало разнообразие форм и цветов металлическим изделиям региона.

Заезжие купцы нередко доставляли в село европейские украшения, которые копировались местными мастерами, а затем успешно продавались в ювелирных магазинах и лавках крупнейших городов Российской империи под видом импортных изделий.



В 1897 году в Красносельской земской школе были учреждены классы технического рисования для детей кустарей-серебряников. В департаменте торговли мануфактур было разработано положение о классах, а Строгановское училище обеспечила вновь созданные классы пособиями. Преподавание в классах было доверено также выпускнику Строгановского училища – Сергею Монастырскому.

В 1904 году эти классы были преобразованы в художественную мастерскую золотосеберяного дела, для которой в Красном селе строится двухэтажного кирпичное здание, в котором расположились просторные мастерские, классы для рисования и живописи. Также данная ремесленная мастерская оборудуется современным для того времени оборудованием.

В уставе учебной мастерской сказано:

«Художественно-ремесленная учебная мастерская золотосеребряного дела... имеет целью сообщать обучающимся в ней художественные познания и технические приёмы, необходимые для мастера по золотосеребряному делу»

Сюда стали обращаться ремесленники, заказывающие новые штампы и интересующиеся новыми приёмами золотосеребряного дела. Некоторые окончившие школу подмастерья в количестве 15 человек остались при заведении и производили изделия на продажу. В 1912 году из воспитанников учебной мастерской создаётся артель.

Руководство учебной мастерской и артели проделало большую работу, приобщая кустарей к искусству, расширяя их кругозор и давая им полезные знания и профессиональные знания, связанные с художественной обработкой металлов.

В 1914 году в Иваново (быв. Иваново-Вознесенске) состоялась художественная выставка, в которой приняли участие и мастера художественной школы и артели из села Красного. В обзоре выставки есть такие заметки:

«Оригинальные художественные изделия учащихся из серебра с эмалью, медью и прочего металла представлены были в виде различных цепей, запонок, брелоков, медальонов, браслетов, спичечниц, подвесок, карманных зеркал, солонок, коробок, ножей, пепельниц, стаканчиков, подстаканников, статуэток и прочих изделий»

Небольшие красивые изделия красносельских ремесленников, членов артели и художественно школы, вызвали большой интерес у посетителей ивановской выставки и были раскуплены так быстро, что организаторам мероприятия пришлось в срочном порядке обращаться в мастерскую с просьбой о пополнении набора экспонатов.

Развитие села Красного неразрывно связанос именем друга Пушкина князя Петра Вяземского (1792-1878), русского писателя и поэта, а также с другими известными деятелями, например, с Павлом Бирюковым, родившимся в Костромском уезде. Бирюков – известный общественный деятель, писатель, сподвижник и биограф Льва Толстого. Именно Павел Бирюков стал одним из инициаторов открытия в Красном учебного заведения для обучения ювелирному и художественному искусству детей мастеров-серебряников. В 1907-1908 гг. Павел Бирюков занимал должность заведующего отделом народного образования Костромской губернии, он также был попечителем красносельской учебной мастерской. Ученики хорошо знали и любили Павла Ивановича.

Обозревая яркую историю развития и накопления наследия красносельского ювелирного промысла, можно с уверенностью сказать о том, что самобытная региональная школа этого костромского региона развилась в самостоятельный и весьма значимый отечественный феномен отечественного ювелирного дела в немало степени и благодаря государственной поддержке.



Каталог «Меднолит» с гордостью представляет вашему вниманию образцы костромской и красносельской художественной школы ювелирного промысла, которые размещены под данной статьёй.


Рекомендуемые изделия