Заяц как солярный символ в славянском язычестве
Во времена язычества заяц был одним из самых любимых персонажей фольклора и значимым символом в верованиях различных народов. О «зайке», «зайчике», «заиньке», «заюшке» пели в детских песенках, с такими же ласковыми словами обращались к своим любимым. Луч солнца у многих славянских народов получил название «солнечного зайчика». С зайцами были связаны многие поверья: в «зайков день», 27 октября, южные славяне старались не работать, иначе зайцы будут объедать хлебную ниву; для обеспечения благополучия в доме старались держать заячью лапку, которая могла принести удачу и процветание, так как соприкасалась с землёй-кормилицей. У восточных славян заяц являлся солярным символом.
Заяц в языческой мифологии и традициях
Образ зайца использовался в мифологии многих народов: он являлся символом луны, меняющейся подобно зайцу, и он же был представителем демонического мира. Особенности внешнего облика и поведения зайца нашли своё отражение в языковой картине славян: «косой как заяц», «трусливый как заяц», «заячья губа»; сон с незакрытыми глазами назывался «заячьим сном»: в некоторых местностях считалось, что некрепкий сон у ребёнка можно объяснить употреблением матерью зайчатины во время беременности. Значение символов, связанных с зайцем, отличалось в различных местностях: у многих заяц был символом деторождения из-за своей плодовитости; по другим поверьям встреча беременной женщины с зайцем могла привести к неблагоприятным последствиям при родах или к рождению ребёнка с «заячьей губой». На Русском Севере считали, что душа умершего человека в облике зайца на некоторое время могла вернуться к живым, поэтому встреча с зайцем была неблагоприятным знаком.
Символизм Солнца у славян-язычников
В языческом представлении о мире центральное место занимало дневное светило – Солнце, которое славяне изображали солярными символами, олицетворявшими свет, тепло и природу. Культ Солнца проявлялся в графических солярных изображениях в виде круга, колеса, креста, звезды или лепестка – изображения наносили на посуду, домашнюю утварь, вышивали на одежде, вырезали из дерева для украшения дома. Символы должны были воздействовать на окружающий мир и приносить добро; многие из них выступали в роли оберегов, предотвращавших отрицательное воздействие тёмных сил на владельца оберега.
Солнечный символизм мог проявляться не только через особые знаки или предметы, но и через ритуальные действия во время обрядов: движения, песни, заклинания. Солярный символизм распространился и на зайца.
Почему заяц относился к солярным символам?
У древних славян заяц, как символ восходящего Солнца, олицетворял собой молодую, нарождающуюся силу и был связан с культом молодого весеннего бога солнца Ярилы: Ярила был символом продолжения рода – заяц был известен своей плодовитостью. Солярный заяц оберегал силу славянского рода, способствуя его продолжению и обновлению.
Заходящее Солнце, по поверьям древних славян, опускалось в подземный мир – и заяц считался вестником мира мёртвых.
Движение Солнца по небосклону напоминало славянам бег зайца кругами; сезонное изменение интенсивности солнечного свечения и тепла сравнивалось с сезонным изменением цвета заячьего меха. Наполниться солнечной энергией, по некоторым поверьям, можно было, съев кусочек зайчатины.
Солнце обеспечивало плодородие – и один из славянских магических ритуалов, связанный с просьбой об урожайности, заключался в подпрыгивании людей в высоту, что напоминало о передвижении зайца прыжками, при которых он высоко подпрыгивал.
К распространённым солярным изображениям относились животные с рогами – олень, бык, коза, баран; славяне в этот ряд помещали и зайца, пририсовывая ему рога. В древнеславянских орнаментах крест с загнутыми концами назывался «заюшка».
Обереги в форме зайца могли быть в виде привески, специально изготовленной фигурки, или же резного изделия, помещенного на коньке крыши дома.
Заяц как символ огня
Жаркие солнечные лучи напоминали жар огня; символы Солнца совпадали с символами огня. Быстро распространявшееся пламя уподоблялось быстрому бегу зайца, поэтому, по поверьям, появление зайца во дворе дома или вблизи жилища было предвестником пожара. Более того, «косой» взгляд зайца был равносилен сглазу и мог быть причиной пожара. Образ бегущего зайца прослеживался в бегающих искорках на перегорающих углях: «зайка по жару бегает».
Заяц в славянских культовых обрядах, связанных с Солнцем
Солярный символизм зайца проявлялся, главным образом, в свадебных и семейных обрядах и традициях. Заяц был символом жениха, ищущего себе невесту. При проведении брачных обрядов символический заяц занимал почётное место, сопоставимое с чествованием Солнца: небесное светило было символом плодородия, заяц символизировал плодовитость. Жених, главная фигура на свадьбе, сравнивался с Солнцем, главным светилом, а в свадебных песнях жениха называли «Заюшка беленький», надеясь на продолжение рода. При выкупе невесты фигурку зайца («заюшку») подружки невесты подносили жениху с просьбой выкупить её; на Русском Севере фигура длинноухого зайца делалась из свёрнутого платка. После рождения ребёнка фигурку «заюшки» укладывали в детскую колыбель; многие детские игрушки делались в форме зайца.
Глубоко символичными были свадебные хороводы: движение по кругу было призвано магически воздействовать на Солнце, чтобы оно не прекращало своей активности. В хороводах проявлялся и символизм зайца, который бегал кругами. В мужских хороводах на русских свадьбах в центр круга помещали одного из участников празднества, который изображал зайца: его просили выполнять шуточные действия, например, поскакать, потанцевать, сплести венок (символ Солнца). В центральных районах Руси в игровых песнях звучал мотив поцелуя, обращённый к персонажу, изображавшему зайца: «Заинька, поцелуй». Символом Солнца был и свадебный каравай, который готовился под сопровождение песен о зайце. При раздаче каравая гостям пели о «заиньке», который брёл через глубокую реку, что ассоциировалось с погружением Солнца ночью в подземную реку и с его последующим появлением на небесах и на свадьбе.
От древних славян пришла традиция приносить детям «гостинцы от зайчика» – неожиданный подарок от родителей или родственников от якобы встреченного в поле или в пути зайчика. Чаще всего это был хлеб, оставшийся или специально сохранённый после обеда в поле или после дороги. Аналогия с Солнцем прямая: солнечный свет и тепло обеспечивали получение богатого урожая хлеба в поле, «зайчик» передавал этот хлеб.
Заяц и демонические силы
Закат Солнца, ассоциировавшийся с его уходом в тёмный мир, нашёл своё отражение в верованиях, наделявших зайца демоническими силами. В лесных областях считалось, что заяц, способный запутать следы, связан с лешим, поэтому для удачной охоты на зайца с просьбой о помощи обращались к лешему. На реках, напротив, старались не упоминать о зайце, чтобы не гневить водяного: заяц, как представитель подземной реки мёртвых, не подчинялся водяному. Поверье, что заяц связан с чёртом, отразилось в фольклоре, где зайца называли косым чёртом или косым бесом; дьявольские силы могли принимать облик зайца или ездить на зайце. В дразнилках упоминался «косой заяц», который из яиц вывел «косых чертей». Ведьмы в деревне узнавались по заячьему хвосту.
В то же время заяц или какие-либо части тела зайца (хвост, голова, лапки) могли выступать в качестве оберега, а сам заяц в некоторых областях назывался «чертогоном», то есть изгоняющим чертей.
В древней христианской символике зайцу придавали иные значения: быстрота бега зайца стала символом быстротечности жизни; его беззащитность была подобием беззащитности человека, который надеется на христианское спасение. Заяц, спящий с открытыми глазами, толковался как символ бессмертия души, которая живёт, хотя тело погружено в смертный сон. Позднее заяц стал символом порока.
По христианским верованиям народов Западной Европы и Северной Америки заяц (кролик), являющийся символом плодородия, на Пасху в траве оставляет яйца (символ воскрешения) – так появилась фигурка Пасхального зайца.