Жанры древнерусской литературы

Жанры древнерусской литературы


Период формирования древнерусской литературы пришёлся на X-XI века. Жанры литературы в Древней Руси, основанной на древнеславянской духовной культуре и фольклоре, а также на христианском наследии, складывались постепенно, различаясь по темам произведений и по их предназначенности. Предназначенность определялась по целям, для достижения которых создавалось то или иное произведение.

Основные жанры древнерусской литературы

Лингвисты, изучающие письменные произведения Древней Руси, разделили литературные жанры на две большие группы: первичные и объединяющие, сложенные в одну большую систему. Каждое произведение представляло собой законченное повествование; все вместе они давали целостную картину мира.

К группе первичных, то есть являющихся составными частями объединяющих жанров, учёные отнесли житие, поучение, слово и повесть. В некоторых классификациях к первичным жанрам примыкают также погодные записи (записи по годам) и церковные легенды.

К объединяющим жанрам относятся летописи, хронографы, четьи-минеи, патерики. В произведения объединяющего жанра могли входить работы разных жанров.

Первичные жанры

Житие (агиография)

Первичные жанры


Темой жития являлась биография исторического персонажа, канонизированного христианской церковью, а предназначение данного жанра заключалось в назидании каждому человеку следовать образу жизни и нравственному подвигу героя произведения. Житие убеждало в мысли, что следуя примеру святого или почитаемого церковью персонажа, человек мог обрести спасение и святость. Жития рассказывали о жизни подвижников и иерархов церкви, о прославленных князьях и княгинях, о создателях монастырей и о страданиях мучеников за веру. Часто в житиях повествовалось о чуде, случившимся при жизни почтенного персонажа. Так, в «Житии Феодосия Печерского» (XI век) описывается вознесение храма ввысь вместе с поющими там монахами в момент, когда на монастырь хотели напасть разбойники; монахи при этом ничего не заметили. Позднее потрясённые разбойники пришли к Феодосию каяться.

Поучение

Поучения определяются как разновидность жанра древнерусского красноречия, где авторами даются наставления по честной и благочестивой модели поведения, где обличались пороки, прославлялись добродетели и давались советы по лучшей организации своей жизни. Поучения составлялись не только высшими чинами церкви и князьями («Поучение архиепископа Луки к братии», «Поучение Владимира Мономаха»), но и простыми служителями церкви, заботившимися о нравственности своей паствы. Примером бытового поучения конца XII века может служить наставление белгородского епископа Григория, назвавшего пьянство одним из страшных пороков, закрывающее вход в Царство Божье: «Прекратите, братья, проклятое пьянство, ибо на радость нам дал Бог вино, а также в угодное время, а не на пьянство». Восклицая: «Горе мне! горе мне!», Григорий показывает свои страдания по поводу неподобающего поведения людей.

Слово

Слово


Слово является еще одной разновидностью жанра древнерусского красноречия, в торжественной форме повествующего об исторических событиях. Вершиной красноречия считается «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Образностью и поэтикой языка, яркой картиной происходящих событий и описаний природы прославило себя «Слово о полку Игореве». К образцам древнерусского красноречия относится и «Слово Даниила Заточника» – обращение опального дружинника к князю с просьбой вернуть его в княжескую дружину. Составленное в эпистолярном жанре, искусством которого автор владел в совершенстве, прошение украшено образными сравнениями: говоря о невзгодах, автор сравнивал себя с травой, лишённой света и дождя и с деревом у дороги, на которое многие «посекают и на огнь мечют». Князь же подобен широкой реке, «напояюще не токмо человеки, но и звери».

Повесть

Темы повести охватывали знаменательные события и бытовую жизнь человека. Авторы повестей описывали как доблестные подвиги, так и неблаговидные поступки князей, подвергали сатире жадность и тщеславие людей («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Горе-Злосчастии»). Популярностью пользовались повести, посвящённые благородным поступкам и верности в отношениях («Повесть о Петре и Февронии Муромских).

Особой разновидностью данного жанра являлись воинские повести, в художественной форме представляющие боевые подвиги русских воинов и страдания людей от вражеских нашествий. Жестокое сражение описывается в «Повести о битве на реке Калке», когда «была сеча злая и лютая» и «русские пали костьми». А князей, взятых в плен, татары «задавили, положив их под доски, а сами сверху сели обедать, и так они свою жизнь окончили». Поражение княжеских войск, после известия о котором на Руси «был вопль и плач, и печаль по городам и селам», автор объяснял Божией карой за грехи.

Объединяющие жанры

Летопись

Летопись


Летописи считаются одним из важнейших жанров древнерусской литературы, сочетающих различные стили. Благодаря летописям, которые включали в себя фрагменты других текстов, потомки узнали о ранее существовавших и утерянных произведениях. Наиболее целостным произведением является «Повесть временных лет», где не только содержатся отрывки из утерянных хроник и описаний, но и представлена полная картина древнерусского общества. Авторы древнерусских летописей, зачастую оставшиеся неизвестными, оставили подробные записи об исторических событиях, о деяниях князей и знатных людей, о воинских подвигах дружинников и простых людей, о строительстве городов и храмов. Ипатьевская летопись, например, даёт подробную историю княжеского рода Рюриковичей и приводит сведения по церковной истории. Летописцы Новгородской, Киевской, Суздальской, Волынской, Галицкой летописей проявили высокое художественное мастерство, знание древнерусского фольклора и привозной переведённой литературы, описывая местные события и связывая их с событиями в соседних странах.

Хронограф

В хронографах излагались события всемирной истории. Известно несколько хронографов, основанных на несохранившемся древнерусском «Хронографе по великому изложению», где рассказывалось о событиях мировой истории, включающее крещение Руси.

Патерик

Жанр патерика имел широкую территорию хождения не только на Руси, но и в других странах. Посвящённые жизни святых, патерики служили просветительским и воспитательным целям, представляя примеры беззаветного служения Богу. В форме коротких рассказов в патериках описывалась благочестивая жизнь монахов Киевско-Печерского, Волоколамского, Псково-Печерского и других монастырей, переплетающаяся с занимательными бытовыми эпизодами. Многие исторические события объясняются Божьим провидением: так в Волоколамском патерике факт отказа Батыя от похода на Новгород объясняется явлением хану архангела Михаила, который запретил Батыю идти на Великий Новгород.

Четьи-минеи (чтение по месяцам)

Четьи-минеи (чтение по месяцам)


Данный жанр пришёл из Византии в виде поучительных церковных книг, чтение которых было расписано по месяцам. Основные темы – жизнь святых и мучеников. Так, в Успенском сборнике четьи-миней (XII век) на май месяц приходилось чтение «Сказания о Борисе и Глебе».

Завершением периода древнерусской литературы считается XVII век, когда большое развитие получает беллетристика с вымышленными персонажами и более глубоким интересом к внутреннему миру человека.


Рекомендуемые статьи

Мифология Древней Руси

Мифология Древней Руси

Наука о мифах (мифология) представляет мифы как наследие древнейших знаний и как систему повествований, имеющих священное значение. Тематика мифов (греческое сл..

Литература Древней Руси

Литература Древней Руси

Древнерусская литература (X-XVII веков) явилась началом для развития всемирно известной русской литературы. Необыкновенно поэтичная по языку и своеобразная по т..

Былины Древней Руси. Часть 1. Киевский цикл

Былины Древней Руси. Часть 1. Киевский цикл

Былины или народный эпос в стихотворной песенной форме появились на Руси в X-XI веках в период становления и расцвета Киевского государства. В ранние времена бы..

Былины Древней Руси. Часть 2. Новгородский цикл

Былины Древней Руси. Часть 2. Новгородский цикл

Своеобразие новгородских былин выделило их в отдельный вид народных песенных сказаний, отличающихся своими сюжетами и главными действующими лицами. События в бы..

Древнерусская живопись: мозаика, фреска

Древнерусская живопись: мозаика, фреска

Мозаика и фреска относятся к монументальным видам изобразительного искусства. Монументальная живопись Древней Руси имела свои особенности в каждый период своей ..

Древнерусская музыка

Древнерусская музыка

В музыке и пении раскрывается душа народа, в них русский человек выражает свои страдания и боль, с ними проводит праздники и веселится. Песни – колыбельные, обр..

Первая библиотека на Руси

Первая библиотека на Руси

Слово «библиотека», древнегреческого происхождения, сложено из двух частей: biblio (книга) и thēkē (хранилище). В русский язык слово пришло из византийских церк..

Первая книга на Руси: рукописная и печатная

Первая книга на Руси: рукописная и печатная

История показывает: когда хотят уничтожить народ, уничтожают его историческую память и его книги как носителя информации о народе и о его представлении о мире. ..

Рекомендуемые изделия