Женщины на Руси
Какой была жизнь древнерусских женщин: были ли женщины бесправными и забитыми или, напротив, они обладали определёнными правами и имели защиту в лице семьи, церкви и государства? Об особенностях жизни женщин Древней Руси рассказывают фольклорные и литературные источники и правовые документы, дошедшие до нас с тех далёких времён.
Социальное неравенство в положении женщин
Существование различных социальных групп в Древней Руси, отличавшихся по своему общественному положению и по уровню благосостояния, сказалось на возникновении социального неравенства среди женщин: статус и условия жизни женщин из высших слоёв общества значительно отличались от положения и условий жизни женщин из низших слоёв. Княгини и боярыни жили в теремах или в богато обставленных домах – бедные слои горожанок и крестьянок жили в небогатых избах; челядь ютилась, где придется. Убранство просторных купеческих домов отличалось от обстановки в небольших домах, где жили семьи ремесленников. Значительные отличия наблюдались и в одежде: для одежды знатных женщин покупались дорогие заморские ткани, ценные меха и драгоценности; одежда простых женщин обычно шилась из шерсти, льна и полотна. Существенные различия наблюдались между жизнью горожанки и крестьянки.
Переход из одного социального слоя в другой был практически исключён. Сказки, подобно той, в которой прекрасный принц женится на сельской девушке Крошечке-Хаврошечке, или легенда о счастливом браке между князем Петром из Мурома и крестьянской девушкой Февронией, скорее, отражали вечные мечты о великой любви, чем свидетельствовали о распространённости такой практики.
Были ли древнерусские женщины бесправными?
Ответ на этот вопрос дают древнерусские законы: женщины обладали определёнными правами и свободами, которые менялись по мере развития общества. В догосударственный или языческий период истории Руси участие женщин в общественной жизни ничем не ограничивалось: женщины были участницами вечевых собраний и вместе с мужчинами могли принимать решения по важным вопросам. В ранний период создания государственности большую роль в обществе играли знатные женщины Руси: они были участницами посольств в Византию, принимали важные государственные решения. Княгиня Ольга после гибели мужа, князя Игоря, правила единолично. Традиция женского участия в управлении сохранилась и в более позднее время: в 30-50-е годы XII столетия полоцкие княгини взяли в свои руки управление Полоцким княжеством, которое в результате усобиц осталось без верховного правителя.
По мере развития государственности и создания правовых норм большое внимание стало уделяться законам о защите женщин. Кодекс законов «Русская Правда» защищал права женщин на жизнь: например, за убийство работницы или рабыни-кормилицы размер денежного штрафа был больше, чем штраф за убитого работника. Некоторые категории женщин наделялись правом владения имуществом: после смерти мужа вдова становилась полновластной хозяйкой в доме и имела возможность отстаивать свои интересы во всех инстанциях – закон не позволял вдове, часто с детьми, остаться без средств к существованию.
В то же время правовые нормы Древней Руси в области имущественных отношений отражали социальное неравенство: незамужняя дочь умершего крестьянина, в случае отсутствия у крестьянина сыновей, могла получить часть земельного надела (остальная часть переходила князю). При таких же обстоятельствах дочь умершего боярина могла получить весь наследственный земельный надел. Полноценными имущественными правами обладали только знатные женщины: княгини владели сёлами и волостями, которыми они распоряжались по своему усмотрению.
Главной областью деятельности древнерусской женщины было ведение домашнего хозяйства. В домах знати в случае отъезда мужчин женщины полностью брали на себя домашние и хозяйственные обязанности, включая управление имением, ведение денежных счетов, проверки финансовых отчетов и распределение обязанностей между прислугой.
Активная роль принадлежала женщинам и в семьях из непривилегированных слоёв населения: выйдя замуж, женщина в доме мужа выполняла функции хозяйки, распорядительницы, снохи, жены, матери. В домашней работе женщина могла проявлять свои творческие способности, занимаясь ткачеством, вышиванием, приготовлением красочного приданого для дочери.
Женщинам разрешалось заниматься ремеслом: в городах существовали традиционные «женские» ремесленные специальности, в число которых входили прядение, шитьё, вышивание, ткачество, иногда гончарное производство.
После распада единого государства правовое положение женщин ухудшилось: мелкие князья толковали законы по своему усмотрению и часто не в пользу женщин. Право на свободу древнерусские женщины в массовом масштабе потеряли во времена господства Золотой Орды: завоеватели рассматривали русских женщин как рабынь и как товар: тысячи невольниц были вывезены в Золотую Орду и продавались на рынках. Но в отдалённых, лесных районах, куда монголы не смогли проникнуть, действовали прежние древнерусские законы.
Были ли женщины Древней Руси грамотными?
Доказано, что частично женское население Руси владело грамотой. Самым известным примером женской грамотности до крещения Руси является образованность княгини Ольги, которая свободно обращалась с документами и сумела перестроить систему взимания дани. Обучиться грамоте древнерусские девушки могли дома (это была преимущественная форма женского обучения) и в школах (училищах) при монастырях. Первая школа для девушек была основана княжной Анной Всеволодовной (Янкой) в 1086 году при киевском Андреевском монастыре. Сама Анна получила домашнее образование, унаследовав образованность своего отца, великого князя Всеволода Ярославича, и матери, византийской принцессы. Зачастую женская грамотность была связана с духовностью: княгиня Ефросинья Полоцкая (Предслава), в12 лет выбравшая жизнь в монастыре, убедила немало женщин последовать её примеру; все они получили монастырское образование. Женщины, получившие духовный сан (игуменьи), становились основательницами монастырских школ. Убедительным доказательством женской грамотности на Руси являются сведения о наличии небольших домашних библиотек, принадлежавших знатным женщинам.
Грамотой владели не только женщины из привилегированных слоёв. О распространении грамотности среди горожанок свидетельствуют новгородские берестяные грамоты, написанные женщинами. Правда, некоторые учёные считают, что свои послания женщины могли диктовать грамотным писцам, но неоспоримым фактом является хорошая осведомлённость новгородских женщин в торговых делах и в вопросах владения собственностью, что невозможно без обладания определёнными навыками грамотности.
О том, что женщины непривилегированных слоёв умели писать и читать свидетельствуют надписи XI-XII веков с именами женщин на шиферных пряслицах (грузиках для веретена в форме диска): так женщины метили свои пряслица, чтобы не перепутать их при посиделках. Особо надо отметить граффити на стенах соборов – эти записи отражали мольбы, просьбы и фиксировали различные договорённости. В храмах XI-XIII веков женщины и мужчины молились в отдельных приделах, поэтому легко предположить, что граффити, сделанные в женской половине, были написаны женщинами.
Защищалась ли честь женщины в Древней Руси?
Понятие о женской чести в языческой Руси отличалось от понятия чести в христианской Руси. До принятия христианства незамужние женщины могли вести свободный образ жизни, были свободными в выборе партнёра; замуж они могли выйти по предварительному сговору со своим избранником. Формой заключения брачного союза было «умыкание» невесты с её согласия. Добрачные отношения в языческой Руси, особенно в дни некоторых языческих праздников, не считались чем-либо предосудительными.
После замужества честь женщины, которая переходила в собственность мужа, становилась честью семьи, и вольности в отношениях с другими мужчинами не позволялись. В дохристианской Руси супружеская пара считалась неделимой и после смерти супруга: существовал обычай умерщвления жены и её погребения вместе с мужем.
Христианство возвело в добродетель целомудрие и непорочность незамужней девушки. Задача воспитания благонравной девушки возлагалась на семью, поэтому в семье девушек держали в строгости, ограничивая их свободу. Нормы морали находились на строгом контроле церкви: на невесту, которая в исповеди перед венчанием признавалась, что «погоубле девство», налагалась годичная епитимия. Если же девушка до брака вела разгульную жизнь, то её могли, в соответствии с Церковным уставом князя Ярослава (XI век), отправить в монастырь.
Формами заключения брачного договора в период развитого государства было соглашение между семьями жениха и невесты и церковный «венчанный» брак. Учитывалось желание девушки – об этом свидетельствуют зафиксированные с XII века случаи «отдариваний», то есть возвращение даров, если невеста отказывалась от договоренного брака.
Церковное и светское законодательство брало под свою защиту честь женщины. За посягательство на честь девушки, особенно не вступившей в брачный возраст (13 лет), и за применение насилия в отношении взрослой женщины наказание налагалось на мужчину, виновного в преступлении. В случае растления он должен был либо жениться на девушке, либо, в случае его отказа от женитьбы, половину его имущества передавали «девици тои за срам». В случае насилия («пошибания») виновного облагали большим штрафом и обязывали жениться, если потерпевшая к этому времени была обручена. Если от насильника пострадала «роба», то рабыня получала свободу.
Особое внимание уделялось чести замужней женщины, которой полагалось быть хранительницей домашнего очага, и её бесчестие становилось позором для всей семьи. Супружеская измена женщины считалась веской причиной для развода или помещения женщины в монастырь. Очевидно, были случаи и возведения клеветы на женщину: в Уставе князя Ярослава указывалось, что напрасное обвинение женщины, затрагивавшее и честь её мужа, наказывалось высоким штрафом.
Церковь резко осуждала мужчин, которые не заботились о своих семьях: глава семьи должен был содержать семью и оказывать жене внимание и уважение. Но нрав «злых», непокорных жён мужу надлежало укротить силой. Церковные постановления предусматривали охрану здоровья беременной женщины: «не вели кланяться еи до пояса…», и требовали, чтобы муж заботился о роженице и детях, а дети почитали мать.
Идеалы древнерусской женской красоты
Фольклор, древнерусские литературные памятники и записки иностранцев о Руси дают общее описание русской красавицы: она стройна, дородна, белолица, черноброва, белозуба и румяна; ходит плавно, словно «лебёдушка». Худоба и бледность считались признаками болезненности и, следовательно, неспособности выносить здорового ребёнка. Внешне придать себе необходимую полноту можно было с помощью одежды: широких сарафанов, многослойных юбок. Украшением девушки считалась «коса до пояса»; замужние женщины для предотвращения сглаза, способного принести порчу в семью, закрывали волосы платками или головными уборами.
Приблизиться к желаемому эталону красоты можно было с помощью различных природных средств; в каждой местности применялись свои рецепты. Например, белизны лица добивались с помощью нанесения на лицо молочных продуктов или огуречного сока – маски делались во время посещения бани. Здоровый румянец наносился на щёки с помощью вишнёвого или свекольного сока; черноту бровей можно было навести сажей, которая в избытке имелась в бане или в печке; блеск волосам придавался отваром ромашки. Примерно с XV века в арсенал косметических средств, особенно часто применяемых в городской местности, вошли более эффективные свинцовые белила, сурьма для наводки бровей, киноварь (сернистая ртуть) для румянца и тому подобные агрессивные средства, покупаемых на рынке. Их применение приводило к отравлению организма, но люди того времени не понимали причину возникших недомоганий. Моду на сильное раскрашивание лица в XVI-XVII веках протопоп Аввакум назвал «безобразием», в результате которого женские лица становились подобны «мерзкому зверю облизьяну».
Женщины прошлого, как и все женщины последующих веков, любили украшения. Список древнерусских женских украшений велик: от ленточек, вплетаемых в косы до роскошных ювелирных изделий. Здесь и височные кольца, и колты, и шейные гривны (обручи), бусы, серьги, браслеты, кольца и многое другое. Мастера-ювелиры, владея тончайшими техниками нанесения эмали, черни, золочения, зернения, создавали уникальные изделия, украшавшие многих женщин, как знатных, так и простых. Многие украшения наделялись символическим смыслом, становились оберегами. Особым смыслом наделялись и рисунки на вышивках, которые выполнялись женщинами и, как оберег, передавались от матери к дочери.
Была ли жизнь древнерусской женщины «адской», как считают некоторые исследователи? Несомненно, она была тяжёлой в бытовом плане: женщине, особенно в простых семьях, приходилось много физически трудиться. Но жизнь древнерусской женщины не ограничивалась работой: ей не чуждо было стремление к красоте, она мечтала о любви и о счастливом замужестве, ласковые колыбельные песни передавали радость материнства и нежность к детям – «адской» её жизнь невозможно назвать.