Значение цветов в русской иконе
Икона (от древнегреческого слова εἰκών, означающего «образ», «изображение», «подражание») является символом православия. Почитание иконы, которая верующим являет Царство Божие, было официально признано византийской церковью в 842 году.
Важность цветовой гаммы на иконе
Отцы православной церкви и древние иконописцы понимали, что цвет на иконе оказывает глубокое воздействие на человеческую душу, вызывая различные чувства и настроения: светлые и чистые краски порождают радостные чувства, тёмные – вызывают тревогу. Важным является и правильное сочетание цветов: созерцание изображений с гармонично подобранными красками устанавливает мир и покой в душе; дисгармония красок способна вызвать протест и желание разрушения. Иконописцы верили: если цветовая гармония присуща окружающей природе, созданной по воле Бога, то и гармоничный подбор красок на иконе соответствует законам Божьим. При этом учитывалась символика каждого цвета.
Универсальные правила по подбору цветов на иконе не разрабатывались, первоначально цвет подбирался в соответствии с устремлениями иконописцев или их заказчиков. Например, змей на иконе XII века в Старой Ладоге изображён белыми красками, в то время как белый цвет к этому времени традиционно считался символом божественного света. Несмотря на то, что цветом ада считался чёрный цвет, на псковских иконах XV века для изображения сатаны использовали красно-коричневые краски. Цветовая гамма изображения на иконе зависела также от географического места написания иконы: северные иконописцы писали более спокойными, умеренными красками; южные – использовали яркие цвета. Несмотря на разные подходы к цветовому решению, постепенно сформировалось общее понимание символики цвета на иконе.
Особенности наложения краски на икону
С IX века икона пишется темперой – краской на основе порошка минералов, разведённого яичным желтком или целым яйцом. Добавление льняного масла в краску делало поверхность иконы глянцевой. Выбор темперы был не случаен – такая краска не темнеет со временем. На Руси пигментом для получения краски голубого цвета служил привозной греческий лазурит; для получения охры жёлтого цвета использовали глину и оксид железа; ярко-красный цвет получали из киновари или минерала ртути.
В иконе Древней Руси использовались только чистые тона красок, смешение красок в древнерусской иконописи, как правило, не допускалось. Полутона начали использоваться с XVI века.
Наложение краски был послойным: следующий слой краски наносился только после того, как высыхал предыдущий; последовательность нанесения – от тёмной краски к светлой. Например, лик писался сначала тёмно-оливковой краской, которую покрывали несколькими слоями охры – от тёмного тона к светлому, затем наносилась подрумянка (красная краска в смеси с охрой), последние мазки делались белилами.
Символизм цвета на иконе
Золото на иконе. Этому цвету в иерархии красок отводится главное место: на иконе он понимался одновременно как свет и цвет. Золотой фон несёт свет, сияние и представление о Божественном присутствии. К примеру, сплошным золотым фоном передан сияющий божественный мир иконы «Борис и Глеб» (XIV век); фигуры как бы парят в сиянии божественной славы.
Глубинное понимание золотой поверхности на иконе связано с понятием преображения и очищения души и с выражением святости: золотыми являются одежды Спасителя и Богородицы, золотом окрашены нимбы святых и сияние вокруг фигуры Христа. Золотые нити волос на новгородской иконе XII века «Архангел Гавриил (Ангел Златые власы)» символизировали величие и бессмертие. Техникой ассиста – тонких золотых лучей, создающих впечатление движущегося света, на иконе покрывались отдельные детали одежды библейских персонажей: ассистом выложены кайма чепца Богоматери и одежда Христа на иконе Казанской Богоматери из суздальского Покровского монастыря. Ассистом изображались крылья ангелов и верхушки церквей.
Древним иконописцам удалось достичь совершенства в пропорциях применения золотой краски; её изобилие могло бы свести восприятие золота в декоративный элемент.
Охра, желтый цвет, символ Солнца, близкий по спектру к золотому цвету, часто использовался как замена дорогого золота, имея такие же смысловые характеристики.
Белый цвет по символической нагрузке был близок к золотому: он также одновременно являлся цветом и светом. Восприятие белого цвета всегда радостное – это цвет рая, вечной жизни, чистоты, непорочности, это свет Преображения. Белым изображались одеяния Христа и одежды праведников. На иконе «Святая Троица» Андрея Рублёва белым цветом написаны нимбы и Престол.
Красный цвет на иконе символически воспринимался как цвет крови жертвы и христианских мучеников, но одновременно он понимался как цвет Воскресения и огонь Духа. Это был царский цвет: Христос часто представал в хитоне красного цвета, Богородица – в алом мафории (накидке). В красном плаще изображался архангел Михаил. В облачении, окрашенном киноварью, представлен святой Дмитрий Солунский на псковской иконе XV века.
Красный цвет считался праздничным. Примером может служить икона XVI века «Воздвижение Креста Господня», где красный цвет передаёт ощущение праздника.
Синий – цвет неба и земли. Небесным цветом считался и голубой – эти цвета считались божественными, символизирующие духовность, небесную чистоту и непорочность. Храмы изображались покрытыми синевой и звёздами; в одеяние Богородицы часто входил синий хитон. Для получения краски чистого небесного цвета минералы тщательно подбирались: установлено, что для написания иконы XIV века «Борис и Глеб» мастер использовал ультрамарин, приготовленный из дорогого бадахшанского лазурита.
На иконах часто сочетаются красный и синий цвета: красный выступает как земной цвет, несущий красоту, а синий – как небесный цвет, цвет истины. В земном мире эти явления разделены, а в Божьем соединяются: Христос часто пишется облачённым в красный хитон и синий гиматий (накидку), такое же сочетание цветов на иконах и у Богоматери.
Зелёный цвет – цвет зелени, весны, обновления, являлся символом надежды. Это цвет вечной жизни, Святого Духа и знак земли. Зелёным (или коричневым цветом) изображался позем – полоска в нижней части иконы, символизирующая землю. В зелёный плащ облачён архангел Гавриил, принесший деве Марии весть о будущем рождении у неё Божественного сына.
Чёрный считался цветом преисподней, ада, тьмы и удалённости от Бога. В XIV веке в сцене «Евхаристия» нимб Иуды выделен чёрным цветом. В то же время тёмный или чёрный цвет символизировал и божественный мрак, сопоставляемый с божественным светом.
После Стоглавого собора 1551 года, выработавшего строгие церковные каноны, краски на иконах стали более тусклыми, фон – тёмным, свет – угасшим. Но правила гармоничного сочетания цветов на иконах иконописцами соблюдались.