Знания в Древней Руси: математика и естественные науки
Основными источниками изучения мира для жителей древнерусского государства IX-XIII веков была природа, с которой они соприкасались ежедневно, и собственный опыт. После крещения Руси в стране появились переводные труды учёных христианских стран Европы и стран Востока, оказавшие большое влияние на формирование научных взглядов населения Древней Руси. Среди этих трудов выделялись «Шестоднев» экзарха (правителя) Иоанна Болгарского, описывающий строение Вселенной; византийский «Физиолог», дающий представление о животных, птицах, деревьях и камнях, и энциклопедический «Изборник Святослава» 1073 года, содержащий ответы на многие вопросы, которые волновали средневекового человека.
Математика в Древней Руси
В X веке, к моменту принятия христианства, восточные славяне были знакомы с десятичным исчислением от 1 до 10000 и с дробями. Христианской церкви требовались точные вычисления для определения значимых религиозных дат, поэтому именно в церковных стенах проводились исследования чисел. Новгородский монах Кирик (начало XII века) углубил математические знания и довёл исчисления до дроби 1/78125. Знания чисел к этому времени распространились до 10 000 000. Для нумерации использовались сначала греческие буквы и знаки, а затем славянские.
Прямых сведений о познании древнерусскими людьми законов геометрии найти не удалось, но доказательством их прочных навыков в этой области является сооружение храмов со сложными конструкциями, где зодчим, несомненно, требовались знания по геометрии. В сказании о Печерском монастыре (XI век) повествовалось о том, что на начальном этапе строительства зодчими вычерчивались геометрические очертания будущего храма и проводились геометрические согласования величин. Установлено, что основой для геометрических построений при сооружении храмов являлся подкупольный квадрат. Старинные мастера знали и правило «золотого сечения» – гармоничных пропорций соотношения величин. Примером может служить Успенская Елецкая церковь в Чернигове (XII век), где длина храма относится к ширине как 1,616, ширина храма к высоте купола как 1,614, высота купола к ширине среднего нефа как 1,616 и т.д.
Соразмерные геометрические фигуры (окружности, квадраты, прямые углы и т.д.) использовались мастерами по фрескам, мозаикам и иконописи.
География в Древней Руси
«Повесть временных лет» (XI век) показывает обширные знания её автора или авторов по географии. Очевидно, эти знания были широко распространены, так как в летописи географические местности расселения славянских племён и места происхождения различных событий называются без объяснения их расположения. Во многих письменных источниках, в частности, в путевых заметках, составленных паломниками в Святую землю Даниилом Киевским (XI век) и Добрыней Новгородским (XII век), проявился интерес к географии иных стран.
Тяга к углублению географических знаний приводила к изучению и своей местности. В летописях сообщается такой факт: в 1068 году князь Тмутараканский Глеб Святославич по льду измерил ширину Керченского пролива: она оказалась равной 14000 сажен.
Освоение новых территорий сопровождалось расширением географических знаний. Путешественники и торговцы Северной Ладоги вышли к Кольскому полуострову; началось освоение берегов Ледовитого океана. Новгородцы, намереваясь получить дань с северных народов, перешли Уральский хребет, освоив картографическое описание территорий по обоим склонам Урала. К XV веку были изучены и описаны пути в северо-восточную Европу.
Биология и анатомия в Древней Руси
Знания о флоре и фауне восточные славяне получали опытным путем, собирая дары леса и устанавливая лекарственные свойства растений. Практические знания приобретались также во время охоты и при уходе за домашними животными. После христианизации биологические познания расширялись за счёт изучения переводных трудов древнегреческих учёных и византийских врачевателей. Миру растений и животных, существующих и вымышленных как, например, сирена или онокентавр (получеловек, полуосёл), стала придаваться определённая символика в духе христианской морали. К примеру, единорог или голубь олицетворяли собой Христа или Богоматерь, обезьяна – «самого дьявола лицо». Часто происходило смешение реального и фантастического. В реальном мире улучшения качества плодов деревьев добивались, привив им веточку от другого растения; к области фантастического относилось представление о том, что срубленные и обожжённые сосны превращались в дубы. К фантастическим представлениям относится сообщение Шестоднева о птице феникс как о символе вечности: прожив 500 лет, феникс устремляется к горе Гелиополь, где сгорает в священном огне, а затем вновь возрождается.
Древние славяне были знакомы с бальзамированием человеческого тела, что означает, что им было известно его строение; эти знания перешли и к жителям древнерусского государства. Переводная христианская литература расширила познание анатомии человеческого тела, описание которого можно было найти в Шестодневе. Не все сведения, приведённые в этом труде, были верными: например, бронхи назывались сосудами, а печень и селезёнка поставлены над диафрагмой, но описание функций человеческих органов, почерпнутые древнерусскими лекарями из Шестоднева, помогали им врачевать.
Знания по физиологии человека в древнерусские времена были основаны на убеждении, что человеческое тело заключает в себе четыре природных элемента: огонь даёт телу теплоту, земля – сухость, воздух – «студеньство», вода – «мокроту».
Запреты христианской церкви на проведение вскрытия человеческого тела тормозили развитие анатомии и физиологии, но накопленный опыт помогал жителям Древней Руси в применении своих знаний на практике, в частности, в медицине.